Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
 ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Хорошо ли учат в автошколах?
Варианты дополнительного обучения вождению
Если "заваливают" на экзамене в ГИБДД
О безопасном вождении автомобиля
Перед поездкой
Выезд на дорогу
Перестроение
Держите дистанцию
Скорость
Опасность расслабления
Как избежать цепной реакции
О резких движениях
Следите за ситуацией
Езда по узким дорогам
Неадекватные водители
Пешеходы и велосипедисты
Манера вождения и автомобиль
Первая реакция на опасность
Пересечение дорог
Очаги напряжённости на дороге
Видимость безопасности
Движение по крайним полосам
Выполнение поворотов
Выбор темпа езды
Участки с круговым движением
Учёт габаритов машин при выполнении манёвров
Развороты
Движение в жилых дворах
"Лежачие полицейские"
Торможение
Зазор в пол корпуса при остановке
Трогание с места
Перекрёстки
Парковка и стоянка
Садиться ли сегодня за руль?
Желание погонять и полихачить
О пользе перестраховки
Отвлекающие факторы
Эмоции за рулём
Езда в снегопад
Прочие советы и рекомендации

Замена прав: когда, где, как
Действия при офорилении ДТП
Действия при аварии
Подушка безопасности - не панацея
Опасность ребристого асфальта
Можно ли пить таблетки от простуды за рулём
Опасность некоторых лекарств при вождении автомобиля
Как вести себя при разбойном угоне автомобиля
Что такое категория «Е»?

Торможение




ПРИЁМЫ БЕЗОПАСНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

Тормозить следует максимально плавно. В холодную погоду, кроме того, нелишне заранее присматриваться к планируемому месту остановки. Там может быть скользко. Замедляясь, желательно оценить по зеркалам обстановку сзади, где (особенно на широких шоссе и проспектах) периодически происходят перемещения и не безопасные встраивания в поток. Поэтому, иногда полезно немного отпустить педаль тормоза, обеспечивая дополнительное пространство за задним бампером для завершения перестроения очередному нетерпеливому водителю. Конечно, не в ущерб собственному «остановочному плану»

Часто перед светофором в зоне торможения образуются ледяные полосы, накатанные предыдущими автомобилями. При отрицательных температурах такой поворот событий надо иметь в виду и, завидев нечто подобное, перемещаться чуть правее или левее, чтобы не попасть на скользкий участок. Иначе очень просто выкатиться на пешеходный переход, по которому уже идут не ожидающие подвоха люди, или на перекрёсток наперерез перпендикулярному движению.

Когда решение тормозить уже принято, неожиданно может обнаружиться, что часть предполагаемой зоны торможения покрыта льдом, а дальше идёт нормальная дорога. В таких случаях, во избежание заноса и неуправляемого вылета на соседние машины или пешеходов, лучше просто проехать проблемный участок (или использовать на нём лёгкое прерывистое торможение для частичного замедления), с намерением позже затормозить более интенсивно. Этот приём нуждается в тренировке, так как сложно даётся, прежде всего, психологи чески (совсем уже близко пешеходный переход, а за ним - пересекав мая трасса и мчащиеся по ней автомобили). Кстати, здесь пригодятся упомянутые ранее навыки одновременной подачи звуковых и световых сигналов. Некоторые из пешеходов обратят внимание на нештатную ситуацию и освободят нам траекторию для успешного завершения манёвра.

В условиях напряжённого московского трафика, если водитель немного замешкается, с большой вероятностью перед ним начнут встраиваться другие транспортные средства. Да и для едущих позади в их неустанном поиске наиболее свободной траектории неспешно (хоть и по Правилам) движущийся автомобиль становится неожиданным препятствием. Уверенные действия в потоке машин немыслимы без проверенных временем приёмов торможения с использованием двигателя (конечно, это относится только к обладателям механических коробок передач). Особенно они эффективны на скользкой дороге или на спуске. Так, при замедлении тормозом с относительно высокой скорости, противопоказано отключать сцепление. Его работа уменьшает риск блокировки колёс и, соответственно, заноса. Когда скорость снизилась до сорока-пятидесяти километров в час и невдалеке находится место предполагаемой остановки, нужно перейти на торможение двигателем, последовательно переключаясь на более низкие передачи («втыканию» каждой следующей для удобства должно предшествовать лёгкое нажатие на педаль газа). Непосредственно перед остановкой, конечно, необходимо выключить сцепление и нажать на тормоз. Помощь двигателя в конечной фазе торможения позволяет уверенно погасить скорость, не опасаясь врезаться во впередистоящий автомобиль. На спусках вообще не стоит быстро разгоняться. Активное замедление в таких условиях может привести к довольно тяжёлым последствиям: от заноса с переворотом до отказа тормозов. Поэтому, с увеличением крутизны спуска следует уменьшать скорость до адекватной использовани ем не только педали тормоза, но и низких передач в коробке. Они помогут максимально задействовать ресурсы двигателя и разгрузить тормозную систему



КОГДА НАДО ОТМЕНЯТЬ ТОРМОЖЕНИЕ

У нас нет точной информации о том, что будет представлять собой дорога через сто-двести метров. Зато совершенно чётко видно, какое, например, расстояние осталось до следующего регулируемо го перекрёстка. Также нетрудно составить впечатление о рельефе местности, количестве и расположении стоящих на светофоре автомобилей. В морозную погоду (последующее применимо только на горизонтальной или идущей в гору дороге) надо стараться выбирать скоростной режим так, чтобы, просто отпустив в какой-то момент педаль газа, доехать по инерции и встать на требуемом месте. А разомкнуть сцепление (если машина с механической коробкой) и прибегнуть к педали тормоза, когда скорость уже погашена. Использование этого способа позволяет исключить неожиданности в процессе полной остановки на скользком участке (даже без учёта состояния шин, на которые принято чрезмерно полагаться). Кстати, наше общее время в пути от этого практически не увеличится.

Шоссе и проспекты зимой в Москве далеко не всегда находятся в приличном состоянии. Чего уж говорить об ответвляющихся от них многочисленных переулках и въездах во дворы! Вот уж где царство льда, заботливо прикрытое гремучей смесью из снега, грязи и противогололёдных реагентов. Некоторые водители не принимают этого в расчёт В результате, при быстром повороте с шоссе в переулок или на эстакаду центробежная сила сносит машину на выезжающие от туда автомобили или металлические ограждения дороги. Чтобы этого избежать, целесообразно в ненастное время года (особенно при больших отрицательных температурах) перед поворотами и съездами с эстакад замедляться практически до скорости пешехода и поддерживать её до завершения манёвра.

Если же вовремя затормозить не удаётся, приемлемый вариант -проскочить поворот по прямой, отключив «мигалки» и сигнализируя выезжающим из переулка водителям о внезапном изменении траектории звуком и дальним светом. Скорее всего, они увидят и пропустят, потому что находятся на второстепенной дороге. Но действия эти являются аварийными и до них, в идеале, доводить нельзя, сохраняя концентрацию внимания и правильно подбирая скорость.

Прибегать к экстренному торможению необходимо не во всех аварийных ситуациях. Когда опыт подсказывает, что до внезапно возникшего препятствия осталось расстояние, недостаточное для избежания столкновения при торможении, его нужно отменить и попытаться объехать «возмутителя спокойствия» по встречной полосе или тротуару (конечно, краем глаза убедившись, что там никого нет). Но, при отсутствии выбора, остаётся до упора нажать на педали сцепления (если она есть) и тормоза. Кстати, именно это побуждает присутствующую на многих современных автомобилях антиблокировочную систему тормозов (АБС) эффективно выполнить свою функцию. Сама АБС не претендует на роль универсального «ангела-хранителя», она только компенсирует некоторые ошибки сидящего за рулём человека. Бывает даже, что антиблокировочная система работает некорректно, удлиняя тормозной путь (это может произойти на неровных покрытиях или при проезде выступающих из земли колодцев). Вообще, срабатывание АБС - признак неверных водительских действий. Качественное вождение базируется, прежде всего, на внимательности, умении пред сказывать появление опасностей и выборе правильного скоростного режима.