Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
 ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Хорошо ли учат в автошколах?
Варианты дополнительного обучения вождению
Если "заваливают" на экзамене в ГИБДД
О безопасном вождении автомобиля
Перед поездкой
Выезд на дорогу
Перестроение
Держите дистанцию
Скорость
Опасность расслабления
Как избежать цепной реакции
О резких движениях
Следите за ситуацией
Езда по узким дорогам
Неадекватные водители
Пешеходы и велосипедисты
Манера вождения и автомобиль
Первая реакция на опасность
Пересечение дорог
Очаги напряжённости на дороге
Видимость безопасности
Движение по крайним полосам
Выполнение поворотов
Выбор темпа езды
Участки с круговым движением
Учёт габаритов машин при выполнении манёвров
Развороты
Движение в жилых дворах
"Лежачие полицейские"
Торможение
Зазор в пол корпуса при остановке
Трогание с места
Перекрёстки
Парковка и стоянка
Садиться ли сегодня за руль?
Желание погонять и полихачить
О пользе перестраховки
Отвлекающие факторы
Эмоции за рулём
Езда в снегопад
Прочие советы и рекомендации

Замена прав: когда, где, как
Действия при офорилении ДТП
Действия при аварии
Подушка безопасности - не панацея
Опасность ребристого асфальта
Можно ли пить таблетки от простуды за рулём
Опасность некоторых лекарств при вождении автомобиля
Как вести себя при разбойном угоне автомобиля
Что такое категория «Е»?

Советы и рекомендации начинающему водителю




Обладая различными навыками управления автомобилем и поведения на улицах, знанием особенностей московского социума, можно достаточно комфортно себя чувствовать и в движении, и в стационарном состоянии, не создавая напряжённости вокруг своего движимого имущества. Но картина основных знаний и умений была бы неполной без отдельных штрихов, позволяющих прочувствовать глубину процесса без опасного вождения и проникнуться к нему должным уважением.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СЛОЖНЫМ ПРОБЛЕМАМ

Любые ситуации, возникающие в процессе управления автомобилем, обязаны находиться под контролем водителя. Ему следует быть максимально прозорливым, а на любой вопрос, продиктованный уличным движением, находить быстрый и адекватный ответ. Нужно учиться оценивать поступающую извне информацию в комплексе, оперативно расставляя приоритеты безопасности. Предпринимаемые действия по предотвращению какого-либо нежелательного процесса не должны повлечь за собой ещё более напряжённую (тем более, аварийную) обстановку. Иначе чрезмерно сосредоточенный объезд ямы или внезапно вставшей впереди машины спровоцирует выезд на встречную полосу, что гораздо хуже, чем отлетевший от колеса колпак или даже разбитая фара и немного помятый бампер. Резкое торможение перед неожиданно увиденным «лежачим полицейским» без учёта происходящего сзади - ещё один характерный пример, когда попытка во что бы то ни стало решить незначительную проблему может закончиться серьёзной аварией.

Часто дорожная обстановка предполагает выполнение цепочки из нескольких связанных между собой манёвров. Например, опережая другой автомобиль по полосе, которая через двести метров заканчивается светофорной стрелкой в ненужную нам сторону, надо не только завершить процесс опережения, но и успеть покинуть эту полосу до поворота или «свидания» со стоящими на пути объекта ми. Всё это, в идеале, просчитывается заранее и с запасом, чтобы, при возникновении невозможности завершения текущего манёвра, безопасно его отменить. О следующем, в таком случае, не стоит и помышлять! Приняв решение выполнить многосоставные водительские действия, следует от начала до конца отрабатывать каждый манёвр и только после этого переходить к очередному. В выше указанном примере водитель обгоняемой машины (а описанное oneрежение на своём завершающем этапе действительно сродни обгону), ведомый инстинктами, способен специально увеличить скорость с целью не дать себя опередить. Если мы будем отслеживать его поведение на всех стадиях обгона, подобные неадекватные поступки не приведут к неприятным последствиям. При необходимости, нужно затормозить (иногда до полной остановки), пропустить неуступчиво го субъекта и перестроиться за ним или последующими автомобиля ми. Обгонами уместно иногда жертвовать, так как в городе к большому выигрышу времени они не приводят, зато таят в себе серьёзные опасности.

ВАЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО АСПЕКТА

В процессе вождения помогает учёт технических особенностей своей машины (с поправкой на личные ощущения); её вес, конструкция тормозной системы или характеристики шин напрямую влияют на управляемость и величину тормозного пути. Довольно важны те кущ ее состояние сцепления (где оно присутствует), тормозов, наличие в салоне пассажиров и багажа. Ведь недостаточная разгонная динамика делает небезопасным процесс обгона, а изношенные тормозные колодки могут не только отрицательно повлиять на замедление, но даже вызвать занос. Аналогично, например, от количества людей в автомобиле напрямую зависит характер управления им.

Некоторая часть московских водителей тешит своё самолюбие тем, что «поворотниками» практически не пользуется, а фары включает толь ко в случае крайней необходимости. Да, и притворившись невидимкой, есть возможность контролировать дорожную обстановку. Но при наличии безупречного мастерства и поддержании предельной концентрации. А эти два качества редко соседствуют в одном человеке сколько-нибудь продолжительное время. Поэтому, для избежания неприятных приключений, не стоит брезговать использованием светового оборудования. Даже указатели поворота, кажущиеся многим бесполезными лампочками, играют огромную роль в безопасном маневрировании.

О ПОЛЬЗЕ ЗНАНИЙ И ОПЫТА

Соблюдение советов и рекомендаций, содержащихся в этой книге, практически гарантирует читателю-автомобилисту уверенную езду в Москве без намёков на аварийные ситуации. Но никакой спи сок действий не может быть исчерпывающим. Нужно всё время впитывать полезную информацию из различных источников (рассказы друзей, ошибки соседей по автомобильному потоку), находя ответы на новые вызовы, которые ставит перед нами изменяющаяся во времени дорожная действительность. В водительской практике также неоценимы собственный взгляд и опыт, помогающие адаптировать имеющиеся знания к личной манере поведения и дополнять их своими удачными экспериментами.

Бывает, конечно, и так, что невозможно придумать спасение. Однажды две девушки, возвращаясь под утро из ночного клуба, про езжали под эстакадой, откуда прямо на них упал видавший виды автомобиль. Сидевший за его рулём подросток (отделавшийся лишь царапинами) пытался оправдаться тем. что тайно взял машину у отца покататься и не справился с управлением. Почти столь же фатально, когда прямо перед одним автомобилистом, движущимся по крайней левой полосе, со встречной выскакивает другой. К счастью, подобные события происходят довольно редко и сопутствуют обычно людям, не гнушающимся искушать судьбу

Знания и навыки имеют обыкновение периодически забываться. Ещё хуже, если водитель перестаёт их использовать сознательно под

влиянием растущей самоуверенности или плохого самочувствия (ведь соблюдение канонов требует серьёзной самоотдачи). Но необходимо постоянно держать себя в тонусе, вспоминая накопленный опыт, а попутно работая над ошибками и делая из них выводы. Да. ошибки неизбежны, но, вследствие небрежного управления автомобилем, они быстро накапливаются и переходят 8 качество, что приводит к резко му возрастанию напряжённых ситуаций вокруг и. как следствие, авариям. Напротив, аккуратно отрабатывая всю полученную информацию и учитывая её в создании тактического рисунка очередной поездки, мы получаем аванс от природы на беспроблемное преодоление своих разовых оплошностей.

Часто приходится слышать рассказы, как кто-нибудь за рулём эффектно проходит повороты, а скоростной режим и дорожные знаки игнорирует Именно это многие вкладывают в понятие «удовольствия от вождения». Между тем, вождение в большом городе - не отдых, а работа! Вряд ли человек испытывает удовлетворение, по нескольку раз в год попадая в аварии и имея, в связи с этим, регулярные кон такты со страховыми компаниями и кузовными мастерскими. А кто из знакомых назовёт его хорошим водителем? Надо научиться получать удовольствие от факта, что очередной день закончился без происшествий и под полным личным контролем. И только, отъездив несколько безаварийных лет, можно будет ненавязчиво указать окружающим на своё мастерство, одновременно готовясь раздавать многочисленные советы.



ОСОБЕННОСТИ ПРОЕЗДА СВОБОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Свободные участки дорог в перегруженной транспортом Москве встречаются нечасто. Они - как глоток свежего воздуха для измученного толканием в бесконечных пробках водителя. Почуяв заветную свободу, он летит вперёд на всех парах, свято веря, что стоять сегодня больше не придётся. Но пустое пространство хорошо далеко не всем и часто не прощает поверхностного к себе отношения.

СКРЫТЫЕ ОБЪЕКТЫ

Случается, что на соседней полосе в ста метрах впереди нас внезапно останавливается (или уже там стоит) автомобиль без аварийных огней, который вполне мог только что сломаться. А если его остановка была вызвана тем, что он выпускает из двора другую машину или про пускает замешкавшегося пешехода? Они точно не преминут оказаться на нашем пути в самый неподходящий момент Ещё нагляднее случай, когда автобус или трамвай у остановки высаживают пассажиров. К сожалению, мало кто помнит слышанную в начальных классах школы фразу «Автобус обходи сзади, трамвай - спереди». Чего уж говорить о готовности к более сложным дорожным ситуациям! Пешеход может внезапно выйти (выбежать, выпрыгнуть) из-за автобуса на проезжую часть, даже не держа в голове, что там ездят машины. Для избежания подобных сюрпризов нужно, внимательно наблюдая за окрестностями стоящих вдоль пути транспортных средств, особенно крупных, к моменту их проезда замедляться, иногда вплоть до полной остановки. Существуют, правда, «мастера баранки», пытающиеся на полном ходу заранее рассмотреть между колёс сломавшегося грузовика кар тину спереди, но это не даёт гарантию того, что шофёр с бампера (где занимается ремонтом) не спрыгнет прямо под колёса лихачу

Почти всё то же самое справедливо для опережения другой машины на узкой дороге. Например, её водитель вдруг притормозит, пропуская выезжающий справа из переулка невидимый для нас автомобиль, который тут же окажется перед нами, подставив свой левый, водительский, бок. Таких случаев, в том числе весьма печальных, хватает. Рецепт же от них, между тем, довольно прост и универсален: скорость опережающего автомобиля не должна намного превышать скорость опережаемого. Кроме того, имеет смысл тщательно осматривать доступное взору пространство и быть готовым к неожиданностям.

ПОЛНАЯ ТИШИНА!

Теперь необходимо упомянуть один приём: он должен предшествовать каждому из описанных здесь неспешных манёвров, благотворно влияя на безопасность. Речь идёт о понижении громкости (или выключении) автомобильной стереосистемы при возникновении напряжённой обстановки. Например, когда нужно маневрировать во дворе, нелишне ощущать по звуку обороты двигателя и слышать шелест шин при разгоне и торможении. В противном случае, можно вовремя не среагировать на начавшийся занос (в скользкую погоду) или выбежавших на дорогу детей (их обычно удаётся «вычислить» по приближающимся топоту и крикам).

Приглушение музыки также помогает лавировать в медленном потоке. Ведь во время перестроения на другую полосу важно слышать всплеск шума от мотора и колёс автомобиля, водитель которого не намерен кого-то пропускать и непременно въедет чужаку в бок. Иногда за громким музыкальным сопровождением невозможно даже рас познать звуковые сигналы, подаваемые машинами, выезжающими со второстепенных дорог, для обозначения своего манёвра или с просьбой о предоставлении преимущества. Это напрямую ведёт к аварийным ситуациям. Кроме того, общеизвестно, что прослушивание музыкальных произведений забирает значительную часть внимания и притупляет реакцию, так необходимую за рулём.

ОСТАНОВКА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗА

Посадку-высадку пассажиров безопаснее производить со стороны тротуара. Но иногда возникает потребность воспользоваться левой по ходу движения дверью. Делать это и обходить автомобиль вокруг пассажирам надлежит только под контролем водителя, который лучше всех видит, не окажется ли дверь или распахнувший её чело век неожиданным препятствием на пути несущейся мимо машины. Сам водитель, намереваясь выйти на проезжую часть, должен через все стёкла и зеркала заднего вида убедиться, что на достаточном расстоянии движущихся транспортных средств нет, и только потом быстро покинуть салон и кратчайшим путём добраться до тротуара. Именно с этой стороны представляется правильным доставать вещи и одежду с заднего сиденья. Задерживаться на дороге, копаясь в багажнике или моторном отсеке, крайне опасно! Не рекомендуется даже сидеть в салоне в ожидании техпомощи, если автомобиль сломался на оживлённой трассе. Желательно затолкать его на обочину. Нередки случаи, когда один из участников движения на полном ходу врезается в стоящую у тротуара машину, причиняя ей и её владельцу непоправимый вред.

Если на остановке открывались двери, перед тем, как нажать на педаль газа, необходимо убедиться, что они закрыты. Иначе не успевший сесть или выйти пассажир свалится и попадёт под колесо. Такие ситуации возникали неоднократно. Ещё чаще бывает, что водитель повреждает или вовсе отрывает незакрытую дверь о другой автомобиль или собственный гараж