![]() |
Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации |
![]() ![]() |
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ Хорошо ли учат в автошколах? Варианты дополнительного обучения вождению Если "заваливают" на экзамене в ГИБДД О безопасном вождении автомобиля Перед поездкой Выезд на дорогу Перестроение Держите дистанцию Скорость Опасность расслабления Как избежать цепной реакции О резких движениях Следите за ситуацией Езда по узким дорогам Неадекватные водители Пешеходы и велосипедисты Манера вождения и автомобиль Первая реакция на опасность Пересечение дорог Очаги напряжённости на дороге Видимость безопасности Движение по крайним полосам Выполнение поворотов Выбор темпа езды Участки с круговым движением Учёт габаритов машин при выполнении манёвров Развороты Движение в жилых дворах "Лежачие полицейские" Торможение Зазор в пол корпуса при остановке Трогание с места Перекрёстки Парковка и стоянка Садиться ли сегодня за руль? Желание погонять и полихачить О пользе перестраховки Отвлекающие факторы Эмоции за рулём Езда в снегопад Прочие советы и рекомендации Замена прав: когда, где, как Действия при офорилении ДТП Действия при аварии Подушка безопасности - не панацея Опасность ребристого асфальта Можно ли пить таблетки от простуды за рулём Опасность некоторых лекарств при вождении автомобиля Как вести себя при разбойном угоне автомобиля Что такое категория «Е»? |
Выполнение поворотов и прохождение особенных рельефов дорогиПри передвижении по извилистым дорогам нужно сохранять особую концентрацию. Некоторые из них проходят по границам парков, где окончаний поворотов не видно из-за деревьев, обочины других заставлены грузовыми автомобилями. Если мы находимся на узкой дороге, в условиях ограниченной видимости и пространства для манёвров, перед тем, как повернуть, замедляемся и несколько раз включаем звуковой сигнал. Данным превентивным акустическим приёмом можно во многом обезопасить себя от ситуации, когда из-за угла прямо перед нами выскакивает очередной лихач, не побоявшийся затеять рискованный обгон. И многополосная трасса подчас содержит «слепые повороты». Подъезжая к очередному из них, заранее перемешаемся на дальнюю от его центра полосу и притормаживаем. Это позволяет получить более полную информацию о том. что творится «за углом», и дополни тельное расстояние на случай принятия контрмер. Следует иметь в виду, что большие лужи или покрытые льдом участки особенно опасны на изгибах скоростных дорог. Поэтому предыдущий совет применительно к ненастной или холодной погоде уместен лишь отчасти. Когда мы в таких условиях приближаемся к повороту, после обязательного снижения скорости (насколько это возможно в условиях интенсивного движения) нужно перебраться ближе к середине проезжей части попутного направления и увеличить фронтальную дистанцию относительно обычных ежедневных значений. Уже находясь на дуге, при обнаружении перед собой лужи или наледи, заранее выравниваем руль и проезжаем это место строго по прямой, не ускоряясь на нём и не тормозя (для избежания заноса). Эта прямолинейная траектория оперативно рассчитывается таким образом, чтобы при въезде и выезде с проблемного участка не заехать на соседние или встречную полосы. Описанным приёмом мы избавим себя от попадания в заведомо аварийную ситуацию, при которой центробежная сила в скользком повороте выталкивает автомобиль в другие ряды или за пределы дороги. Но даже в идеальную погоду скоростное прохождение поворота представляет собой непростой манёвр. Чтобы избежать заносов и потери управления, необходимо замедлиться до заведомо безопасной скорости и только потом поворачивать, соблюдая при этом постоянный темп и держа руль крепко двумя руками до выезда на прямой участок (соответственно, переключения передач на машине с ручной коробкой в данный период лучше исключить). Но что делать, если занос в повороте всё же произошёл? В случае предсказуемого заноса задней оси у заднеприводного автомобиля нужно резким движением вывернуть руль в эту же сторону и отпустить педаль газа. Конечно, как только занос прекратится, передние колёса следует вернуть обратно, сообразно желаемому маршруту. Для переднеприводных машин характерен снос передней оси, что компенсируется аккуратным сбросом газа с одновременным распрямлением траектории движением руля. Чуть позже его следует довернуть на требуемый для за вершения поворота угол, не забывая снизить скорость до разумных значений. В совсем уж неприятной ситуации, когда образовавшийся занос ликвидировать не удалось, остаётся нажать что есть силы на педали тормоза и сцепления (последнее действие в машинах с механической коробкой передач позволяет сохранить хоть какой-то намёк на управляемость), прося небеса о благополучном исходе. Поэтому изначальная перестраховка в выборе скорости и аккуратное маневрирование - далеко не пустые занятия! Довольно часто встречаются изгибы дорог, состоящие из последовательности дуг окружностей разных радиусов (то есть, первоначально пологий поворот может на выходе превратиться в крутой), иногда разнонаправленных. Каждый такой участок опытным водителем вычисляется заранее и рассматривается в виде отдельного поворота с подбором под него персонального скоростного режима. Сопровождающее стыки участков изменение скорости не опасно, если соблюдать темп, далёкий от предельного. Кстати, это даст возможность без напряжения проходить любые дуги. «Спрямление» траектории, которым злоупотребляют разного рода лихачи (пытаясь удержаться на извилистой дороге), при разумной скорости абсолютно не требуется. В городских условиях, быстро проходя поворот с одно временной сменой полосы движения, да ещё и без включения «мигалок» (при «спрямлении» это не практикуется), вполне реально создать помехи попутным или даже встречным транспортным средствам. КОВАРСТВО ПРОСТЫХ ПОВОРОТОВ Казалось бы, нет ничего проще правого поворота на обычном перекрёстке: дождался стрелки или зелёного сигнала, посмотрел налево-направо и, прижавшись к тротуару, спокойно выехал на пересекаемую дорогу. Однако, с её встречного направления вполне вероятно, действуя вразрез с правилами приоритета и сигналами светофора, периодически будут разворачиваться машины. Во время выполнения поворота мы обязаны убедиться в их отсутствии. Если уже кто-то резво начал разворот, притормаживаем и уступаем место, невзирая на законное преимущество. Иначе несложно угодить в аварию с серьёзными последствиями в довольно безобидной ситуации и без особой мотивации: даже при большой спешке полминуты, затраченные на пропуск разворачивающихся автомобилей, роли в деловом расписании не сыграют. Часто для поворота во двор или на другую дорогу необходимо сначала объехать припаркованную у обочины машину или стоящий на остановке автобус. Средний водитель просто включит для этого соответствующий поворотник (в лучшем случае!) и начнёт объезжать четырёхколёсное препятствие. Совершенно не задумываясь о его способности в любой момент рвануть с места и врезаться в бок едущему наперерез. Ведь за рулём стоящего автомобиля тоже, как правило, сидит безмятежный человек, который считает приемлемым проехать первые метры после трогания, не смотря на дорогу, а оживлённо беседуя с пассажиром (о включении указателей поворота здесь вообще говорить неуместно). Отдельного упоминания заслуживает и славный шофёрский цех московского городского транспорта. Многие его представители принципиально не станут тормозить, когда какая-нибудь из путающихся под ногами малолитражек случайно подставит свой бок (и формально будут правы, так как не они заехали на чужую полосу). Царапины на бампере и сорванное расписание не являются столь серьёзными неприятностями, чтобы пожертвовать радостью - помять новенькую иномарку зазевавшегося очкарика. Поэтому очень важно, объезжая перед поворотом стоящий автомобиль (предварительно включив «мигалки»), погудеть водителю, одновременно следя за его реакцией. Если чувствуется, что человек адекватный и готов пропустить, можно завершать манёвр. В против ном случае стоит приостановиться, позволив ему уехать. Объезжать все подобные объекты лучше с запасом по пространству и следя за их перемещениями, чтобы заранее подготовиться к контрмерам. Дороге, однако, свойственно изгибаться не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Эти крупные неровности, вызванные рельефом местности или конструкцией конкретной трассы, скрывают от глаз значительную часть дорожной информации. Приближаясь к перегибу, не дающему полной видимости, необходимо снизить скорость до того значения, чтобы несложно было отреагировать на появление на нашей полосе из за бугра встречного автомобиля. Очень важно до переезда на хорошо просматриваемый участок не использовать крайнюю левую полосу попутного движения и воз держаться от опережений (об обгонах в данной ситуации и речи быть не может!). Тогда остановившееся за перегибом транспортное средство или переходящий дорогу пешеход не станут для нас неожиданными препятствиями. На спуске также надо держать разумный темп и ни в коем случае не выключать двигатель при движении на нейтральной передаче ручной коробки! Многие любители таким образом сэкономить топливо забывают, что за безопасность на сложной трассе отвечают не только рулевое управление и тормоза (теряющие, кстати, часть эффективности из-за неработающего при выключенном моторе усилителя), но и постоянная тяга на ведущих колёсах. Перестраиваясь на шоссе в другой ряд или просто двигаясь прямолинейно, реально встретить такой достаточно неприятный и обычно продолжительный по длине дефект дороги, как колеи. Это два продольных углубления в асфальте с расстоянием между собой чуть меньше ширины средней легковой машины. Образуются они вследствие сочетания интенсивного движения на данном участке с некачественным дорожным покрытием. Оказываясь в колеях (которые бывают довольно глубокими), автомобиль начинает самопроизвольно вилять, то проваливаясь внутрь, то выскакивая наружу. Водитель, лишённый возможности сместить машину вбок (ведь соседние полосы тоже заняты), вынужден постоянно корректировать траекторию рулём. Ситуацию способен резко усугубить дождь, когда вода заливает углубления и автомобиль, угодивший туда, становится полностью не управляемым (эффект аквапланирования), и отрицательная температура, превращающая колеи в две полоски льда. Разумеется, о гарантии безопасности в таких условиях даже сложно мечтать. Поскольку колейность встречается совершенно неожиданно, можно посоветовать всегда помнить о вероятности подобного развития событий, поддерживая на любой дороге скорость, значительно меньшую максимально возможной. Внезапно попав на участок с колеями (особен но это неприятно при перестроении), нужно ещё более замедлиться и, крепче сжав руль, не делать им резких движений, производя коррекции только по необходимости. При этом желательно картину перед собой «сканировать взглядом», насколько позволяют условия, а при первом случае переехать в другой ряд, где колейность меньше или вовсе отсутствует. Одновременно наблюдая за поведением машин, вынужденных оставаться на проблемной полосе. |
|