Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
 ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Хорошо ли учат в автошколах?
Варианты дополнительного обучения вождению
Если "заваливают" на экзамене в ГИБДД
О безопасном вождении автомобиля
Перед поездкой
Выезд на дорогу
Перестроение
Держите дистанцию
Скорость
Опасность расслабления
Как избежать цепной реакции
О резких движениях
Следите за ситуацией
Езда по узким дорогам
Неадекватные водители
Пешеходы и велосипедисты
Манера вождения и автомобиль
Первая реакция на опасность
Пересечение дорог
Очаги напряжённости на дороге
Видимость безопасности
Движение по крайним полосам
Выполнение поворотов
Выбор темпа езды
Участки с круговым движением
Учёт габаритов машин при выполнении манёвров
Развороты
Движение в жилых дворах
"Лежачие полицейские"
Торможение
Зазор в пол корпуса при остановке
Трогание с места
Перекрёстки
Парковка и стоянка
Садиться ли сегодня за руль?
Желание погонять и полихачить
О пользе перестраховки
Отвлекающие факторы
Эмоции за рулём
Езда в снегопад
Прочие советы и рекомендации

Замена прав: когда, где, как
Действия при офорилении ДТП
Действия при аварии
Подушка безопасности - не панацея
Опасность ребристого асфальта
Можно ли пить таблетки от простуды за рулём
Опасность некоторых лекарств при вождении автомобиля
Как вести себя при разбойном угоне автомобиля
Что такое категория «Е»?

Пешеходы и велосипедисты в дорожной обстановке




О поведении пешеходов и велосипедистов

Опасность для нашего транспортного средства может исходить не только от автомобилей и мотоциклов. Однобокость воспитания и системы наказаний в стране привела к тому, что знание Правил дорожного движения является обременением почти исключительно для водителей, но не для пешеходов. Они получают информацию, в основном, из газет и телепередач, где регулярно сообщается об очередных ужесточениях штрафных санкций для тружеников руля (в частности, за игнорирование пешеходных переходов). Сами же пешеходы, хоть и принимают полноценное участие в дорожном движении, практически избавлены от ответственности за свои подчас неадекватные действия. Это, наряду с обычным в здешних краях нервным бытом, рождает труднообъяснимую эйфорию, заставляющую людей буквально кидаться под колёса в святом порыве сэкономить очередные минут десять, желательно при целых руках-ногах. К сожалению, задуманное осуществляется далеко не всегда. Водители должны быть готовы к любым неожиданностям со стороны как взрослых, так и детей (не забывая поддерживать адекватную окружающей обстановке скорость). Кстати, считается, что последние вообще не имеют физической возможности (в силу возраста) правильно оценивать дистанцию и скорость. Что усугубляется безалаберностью отдельных родителей, с лёгкостью отпускающих своё неподготовленное чадо в путешествия по улицам города.

Жители мегаполиса, тем не менее, понемногу начинают приучать себя к необходимости пользоваться для пересечения автодорог пешеходными переходами, а самые продвинутые даже учитывают сигналы светофора. Но подчас забывают, что по Правилам переходить проезжую часть можно только убедившись, что водители пропустят. У них же иногда просто отсутствует возможность это сделать. И дело тут не только в человеческих качествах. Довольно часто в Москве пешеходные переходы не имеют чёткой разметки (или стёрта, или забыли нанести), а соответствующие дорожные знаки заслонены разросшимися деревьями или стоящими перед ними грузовика ми. Кроме того, некоторые «зебры» находятся в довольно опасных местах, например, сразу за крутым изгибом дороги, что не позволяет вовремя среагировать на действия пешеходов. В подобных случаях иные водители пугаются (помимо больших штрафов за непропускание пешехода, есть реальный шанс его покалечить, а это уже предмет более серьёзных разбирательств) и тормозят как вкопанные, забыв о тех, кто едет позади. Отсюда - множество цепных аварий перед пешеходными переходами. А ведь требуется только проявить хладнокровие и благоразумие. Если мы движемся в плотном потоке и в последний момент увидели появившегося «ниоткуда» пешехода, часто достаточно, не снижая скорости, нажать на кнопку клаксона и, желательно, посигналить дальним светом фар. Это неплохо работает и человек останавливается. Объезжать его лучше со стороны спины, потому что, идя вперёд, он не может отскочить обратно. Даже вероятный при всех этих действиях штраф гораздо более предпочтителен для водителя, чем удар сзади, оборачивающийся вылетом на встречную полосу.

В последние годы, особенно зимой и весной, прямо на дорогах появляются группы дворников, убирающих снежную кашу с дорожного полотна на газоны или, наоборот, перекидывающих горы снега с газонов под колёса проезжающих машин (в зависимости от поставленной задачи). Эти дворники - выходцы из окрестных бедных стран, пытающиеся продать плоды своей малоквалифицированной рабочей силы хоть за какие-то деньги. Примерно так же видят цену этим персонам коммунальные службы, снабжая только инструментом и оранжевыми жилетами, но нисколько не заботясь об обеспечении безопасности места работы. В результате повсеместно встречаются десять-пятнадцать человек, машущих лопатами на краю дороги и не огороженных никакими заборами или дорожными знаками. Увидев такую картину, почти поравнявшись с рабочими, коротко подать звуковой сигнал, чтобы они замерли, дав нам несколько мгновений для беспроблемного проезда. Иначе не исключён случайный удар лопатой по стеклу или кузову машины. Ещё хуже, если рабочий, потеряв равновесие, упадёт прямо под колёса.

На участках оживлённых дорог перед светофорами, особенно в окрестностях перекрёстков, встречаются дети-торговцы, которые, дожидаясь красного сигнала и последующей остановки машин, начинают бегать между рядами, предлагая водителям купить букеты цветов, книги или автомобильные аксессуары. Попадаются и инвалиды, подобным же образом перемещающиеся по продольным линиям разметки, прося милостыню. Некоторые это делают даже на инвалидных колясках. Поэтому при подъезде к перекрёсткам широких улиц желательно соблюдать разумный скоростной режим, дистанцию (на случай, если перед нами произойдёт непредвиденная ситуация), ехать за впередиидушим автомобилем без смешения вбок и полностью исключить перестроения. Ведь манёвр опережения, связанный с перемещением по диагонали, может привести к тому, что расположившийся на разделительной линии и не увиденный заранее человек внезапно окажется прямо перед бампером. И возможности для объезда уже не будет.

В отличие от пешеходов и моторизованных граждан, велосипедисты довольно немногочисленны на московских улицах. Но забывать о них нельзя. Как правило, велосипеды двигаются по правой крайней полосе близко к тротуару, иногда объезжая стоящие у обочины машины. Самые смелые (и безрассудные) «наездники» делают это, не дожидаясь промежутков в потоке, а, напротив, лавируя в его рядах и даже умудряясь обгонять начинающие движение автомобили. Используя правые полосы дороги, мы должны находиться в готовности к появлению рядом велосипедистов. Обгонять их стоит, только набрав достаточный боковой интервал. Это позволит дистанцироваться от импульсивных действий владельцев велосипедов, часто приводящих к необратимым для них последствиям (сбитому машиной велосипедисту, особенно без шлема, практически гарантированы серьёзные травмы).

Довольно опасны случаи, когда водитель двухколёсного транспортного средства на ходу (не слезая с велосипеда) пересекает проезжую часть. Использует он для этого пешеходный переход или нет, большого значения не имеет, так как предотвратить столкновение с невесть откуда взявшейся быстро движущейся помехой автомобилисту очень сложно. Появление таких сюрпризов, особенно в плохо просматриваемых местах, надо иметь в виду, соблюдая осторожность и готовность принять контрмеры (затормозить или объехать). Реакцию и мастерство велосипедистов лучше в расчёт не брать.