Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
   ВЫБОР И ПОКУПКА
Выбор автомобилей в России
Какой автомобиль нужен вам
Типы автомобилей
Цены и дополнительные расходы
Надежность, долговечность, ремонтопригодность
Индивидуальные предпочтения
Имидж и престиж
Как читать тех. характеристику
Отечественный или зарубежный?
Автомобиль из Америки
Сколько стоит ваш автомобиль?
Из Калининграда на пароме
Выбор отечественного авто (ч.1)
Выбор отечественного авто (ч.2)
Выбор иномарки
Выбор иномарки (продолжение)
Как читать VIN номер
Автомобиль с дизелем: за и против
Автомобиль с АКП: за и против
Выбор внедорожника
Выбор купе
Выбор фургона
Обзор гольф-класса
Немного о цвете автомобиля
Почём запчасти ?
Автомобили с большим пробегом
Способы покупки автомобиля
Проверка авто по базам
Проверка документов на авто
Осмотр кузова
Осмотр двигателя
Осмотр снизу
Осмотр салона
Торг при покупке
Оформление сделки
Как грамотно оформить покупку
Покупка у юрлица (опасности)
После покупки. Советы
Фирмы по подбору б/у автомобилей
Страхование автомобиля
Постановка авто на учет
Мы и автомобиль
Выбор детского сидения

Как правильно выбрать внедорожник




Определяем тип кузова и мотор

На первый взгляд, все кажется простым и однозначным. Кузова внедорожников бывают либо трехдверные, либо пятидверные. А двигатели либо бензиновые, либо дизельные. Ну, число цилиндров еще разным бывает. Казалось, эти дилеммы легкорешаемые. Не совсем так. Многие покупатели не учитывают скрытые факторы...

Выбираем кузов

Первое, с чем приходится сталкиваться при выборе марки и модели внедорожника, это тип кузова. Большинство моделей предлагаются в длиннобазной пятидверной и короткобаз-ной трехдверной версиях. На первый взгляд, здесь все просто. Пятидверная солиднее выглядит, имеет салон большего объема с более удобным входом-выхо-дом. А трехдверная меньше, чуть дешевле и соответственно менее удобна и престижна. Но так ли все однозначно?

Если принципиальны большой объем салона и пассажировмести-мость, то,естественно, пятидверка лучше. Причем в этом случае трехдверную машину нельзя рассматривать даже по причине нехватки какой-то суммы денег. Лучше поискать более доступную пятидверную модель. Тем более что разница между трех-дверками и пятидверка-ми редко превышает 10%, что, в общем, несущественно при покупке сравнительно дорогого автомобиля.


Помимо практичности в городе и функциональности на бездорожье трехдверный "Mitsubishi Pajero 3,5 GLS" демонстрирует энергичный стиль "внедорожного спорткупе"

Обязательно следует запомнить, что задние сиденья в пятидверках удобнее, чем в трехдвер-ках, не только из-за простора. Так, в 5-дверном "Pajero" задние пассажиры восседают на удобном пружинистом диване, а в 3-дверном они вынуждены довольствоваться узкой и жесткой скамейкой.

Цены на трехдверки и пятидверки близки из-за особенностей российского таможенного налогообложения. И потому у нас сложился особый контингент покупателей трехдверных внедорожников. "Шк, корот-кобазный "Mercedes" G-класса за $90.000 покупают не потому, что не хватает еще семи-вось-ми тысяч на длиннобаз-ный вариант. Трехдверная версия - это, прежде всего, стиль этакого внедорожного "спорткупе" автомобиля для эгоиста.


Трехдверный "Toyota Land Cruiser Prado". Пример того, что короткобазный внедорожник может обладать достаточно вместительным салоном и багажником

Психологические мотивы приобретения трехдверки просты. Если пятидверка может быть "автомобилем моей семьи" или "автомобилем фирмы", то трехдверка - это однозначно "мой автомобиль". Именно в этом заключается престиж трехдверного внедорожника. Еще трехдверка обладает рядом практических достоинств.

Например, трехдверный джип на порядок удобнее в городе. Ведь разница в диаметре разворота у короткобазной и длиннобазной версий составляет около 1,5 метра, что в условиях городской парковки является колоссальным преимуществом.

Что касается езды по бездорожью, то здесь трехдверка просто на голову выше. За счет более короткой базы и, как правило, более короткого заднего свеса, она обладает гораздо лучшей геометрической проходимостью. На сложном рельефе намного меньше шансов зацепиться за грунт. Вообще трех-дверки много увереннее ходят по бездорожью. Недаром опытные джи-перы шутят, что "...трех-дверки только по деревьям лазить не умеют".

Но есть и обратная сторона медали. Многие короткобазные внедорожники склонны к продольной раскачке на дорожных волнах или, как говорят в народе, к "козлению". Длиннобазные внедорожники удобнее и надежнее в управлении, когда вы едете с высокой скоростью по трассе.

Если короткобазный внедорожник оснащен мощным бензиновым двигателем и трансмиссией "Part Time 4x4", которая не позволяет все время использовать полный привод, следует аккуратно обращаться с педалью газа в поворотах, так как трехдверки срываются в занос резче и глубже, нежели пятидверки. Словом, трехдверки требуют более высокого водительского мастерства. Впрочем, когда машина снабжена сглаживающим мощь "автоматом" и трансмиссией, где можно использовать постоянный полный привод, последний недостаток сходит на нет.



Выбираем двигатель

Бензиновый или дизельный? Это очень принципиальный момент при покупке внедорожника. Для начала поговорим о бензиновых моторах.

Внедорожники категории "для активного отдыха" (recreational vehicles), к которым можно отнести "Toyota RAV-4", "Honda CR-V/HR-V", "Subaru Forester" и т.д., обычно оснащаются "легковыми" высокооборотными бензиновыми двигателями умеренного рабочего объема.


"Toyota RAV4". Как и другие представители категории "recreational vehicles", великолепен на асфальте даже с двухлитровым бензиновым двигателем

На автомобилях этого типа бензиновый мотор оправдывает себя на все сто, поскольку легковое шасси внедорожников "для активного отдыха" прекрасно сочетается с высокооборотным мотором. А большой рабочий объем не нужен потому, что эти машины достаточно легкие и не предназначены для тяжелого бездорожья, где требуется тяговитость многолитрового мотора. В результате получаем хорошие ездовые качества и умеренный расход топлива. Правда, недавно стали появляться престижные модели такого класса с двигателями V6 и V8 (например "Lexus RX-300" и "BMW Х5").


Внедорожник общего назначения "Mercedes-Benz ML430". В данном случае бензиновый V8 обеспечивает тяжелому автомобилю весьма впечатляющие ездовые качества

Перейдем к внедорожникам общего назначения ("Mitsubishi Pajero/Pajero Sport", "Toyota Land Cruiser Prado/100 VX, "Nissan Pathfinder", "Isuzu Trooper", практически все "американцы" и "корейцы" и т.д.). Эти должны уметь месить грязь и одновременно хорошо ездить по асфальту. В этом классе наиболее популярны крупнообъемные бензиновые V6 и V8. Однако предназначены они вовсе не для "гонок" по асфальту. Зачем тогда нужны столь внушительные моторы? Во-первых, снаряженная масса внедорожников общего назначения обычно составляет 1.700-2.000 кг, поэтому мощный мотор облегчает обгоны и, скажем, вождение в горах. Во-вторых, такой автомобиль должен уметь таскать прицеп массой две-три тонны. В-третьих, крупнообъемный многоцилиндровый мотор обеспечивает большой запас крутящего момента,столь необходимый на бездорожье.

Однако за все надо платить. В данном случае - расходом топлива. Внедорожники с бензиновыми V6 и V8 реально расходуют 14-18 л/ 100 км на трассе и 18-25 в городе.

Правда, есть достаточно экономичные тяжелые модели с четырехцилиндровыми двигателями объемом чуть более двух литров(например, "Opel Frontera 2.2i"; "Nissan Terrano II 2.4i"; "Mercedes ML230" и т.д.). Они отличаются умеренным аппетитом,однако при полной загрузке динамикой не блещут, и каждый обгон на трассе требует точнейшего расчета. А если еще тяжелый прицеп... Такие модели адресованы спокойному водителю. Зато сравнительно легкие "Suzuki Grand Vitara" и "КIА Sportage", снабженные 2-литровыми четырехцилиндровыми моторами, отнюдь не выглядят на трассе ущербно.


"Jeep Grand Cherokee 4.7". Бензиновые V8 большинства "американцев" плохим аппетитом не страдают, зато не отказываются от 92-го бензина

Словом, если вы чаще ездите по асфальту, чем по бездорожью, и не слишком озабочены расходом топлива, то предпочтительнее бензиновый мотор. Он сделает вашу жизнь за рулем более легкой и спокойной. Дизельный двигатель оправдан,когда часто приходится ездить на дальние расстояния. Вдобавок дизель на внедорожнике общего назначения вплотную приближает его к профессиональным моделям. Дизель на них наиболее органичен.


"Nissan Terrano II" с бензиновой "четверкой" объемом 2,4 л. Находка для того, кто не любит дизели, но, вместе с тем, не желает разориться на бензине

Профессиональными внедорожниками можно считать "Land Rover Defender /Discovery", "Mercedes G", "Toyota Land Cruiser 100 STD/ GX": "Nissan Patrol", 'Ueep Wrangler". Эти автомобили изначально создавались для постоянной работы на бездорожье и просто плохих дорогах. На них устанавливают, как правило, малофорсированные низкооборотные шести-и восьмицилиндровые бензиновые двигатели объемом четыре-пять литров. Низкооборотный "бензинник" лучше чувствует себя на бездорожье. Зато на обычной дороге... Перемещая автомобиль снаряженной массой 2.000-2.400 кг, оснащенный трансмиссией, настроенной больше на бездорожье, чем на асфальт, могучий "бензинник" выкачивает из бака под двадцать литров на трассе и под тридцать литров в городе, особенно если ехать быстро.

На бездорожье - это ведь родная стихия "профессионалов" - бензиновые двигатели обладают просто безумным расходом топлива. Таким образом, профессиональный внедорожник с бензиновым мотором разумен лишь в двух случаях. Первый -вы покупаете культовый автомобиль наподобие "Mercedes-Benz G500" или "Land Rover Discovery" в дорогом исполнении "ES". Здесь, понятно, законы жанра требуют мощного V8... Второй случай к России не относится. Он справедлив для рынков, где дизтоп-ливо не распространено, а бензин весьма дешев. Поэтому бензиновые "профи" и распространены зачастую в таких странах, как США и Эмираты.


"Land Rover Discovery". Если профессиональный внедорожник используется по назначению, то под капотом у него должен быть экономичный и тяговитый дизельный двигатель

Словом, если вы осознанно покупаете профессиональный внедорожник, предпочтительнее выглядит модификация с дизелем. Эти моторы конструктивно обладают огромным крутящим моментом на малых оборотах. Как следствие, они лучше приспособлены для работы в тяжелых условиях. Поясню на примере.

...Однажды зимой я вытащил на внедорожную дуэль двух владель-цев-фанатов "Land Rover Discovery" и одновременно спорщиков насчет мотора. Автомобили были оснащены механическими коробками передач и обуты в одинаковую резину. Мы все опробовали оба автомобиля. постоянно "перепрыгивая" из одного в другой. Так вот, на бензиновой машине приходилось очень аккуратно работать сцеплением и газом, чтобы она не зарылась в снегу, дизельную удавалось заставить буксовать только откровенно провокационными действиями, и даже при этом она обычно выбиралась самостоятельно. Бензиновую же однажды пришлось выдергивать тросом.


Суперпрестижный профессиональный внедорожник "Mercedes-Benz G500" обычно приобретается не для того, чтобы месить по ступицы грязь

Притом перед "дуэлью" мы заправили под пробку оба автомобиля и выставили на нули счетчики суточного пробега. По приезде заправились на той же заправке. Так вот, в бак бензиновой машины вошло 42 литра, а в бак дизельной только 18. Упаси меня Бог рассуждать сейчас о цене бензина! Речь о другом. ГЦе-нибудь на охоте или рыбалке, в лесной глуши, за полсотни верст до ближайшей заправки, бензиновый внедорожник очень быстро убеждает водителя в том, что купюры в заливную горловину совать бесполезно...

Кстати, дизель обладает еще одним преимуществом, которое очень ценят охотники и рыболовы. В отличие от бензиновых моделей, эти машины могут бесконечно молотить на холостом ходу без ущерба для своего технического состояния. Словом, вы всегда имеете под рукой готовую к действию машину с прогретым салоном.

...Многие скажут, что бензиновые внедорожники едут намного быстрее. Однако на сегодняшний день разница в динамике не столь велика. Современные турбодизели обеспечивают вполне достойное ускорение да и "тракторная" шумность и вибрация этих моторов стали достоянием прошлого.

Бытует мнение, что дизели плохо переносят наше топливо. Да. в некоторых случаях это так. Но есть и очень хорошо зарекомендовавшие себя модели. Например, атмосферный дизель модели 1HZ на "профессиональных" версиях "Toyota Land Cruiser". В российской спецификации на него устанавливают более мощный стартер, два аккумулятора, обогреваемый топливный фильтр, а также специальный топливный насос высокого давления.

В результате мощность такого дизеля несколько понижается по сравнению со стандартной версией, зато мотор уверенно заводится в лютый мороз, нетребователен к качеству солярки и обладает огромным ресурсом. Подобный пример далеко не единичен. Поэтому, если вы положили глаз на дизельную модификацию, загляните на СТО и побеседуйте с сервисмена-ми. Если они не предъявляют к дизелю каких-либо особых претензий, смело покупайте такой автомобиль.

Александр КОНОВ, консультант по выбору автомобилей журнала "Клаксон"