Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
   ВЫБОР И ПОКУПКА
Выбор автомобилей в России
Какой автомобиль нужен вам
Типы автомобилей
Цены и дополнительные расходы
Надежность, долговечность, ремонтопригодность
Индивидуальные предпочтения
Имидж и престиж
Как читать тех. характеристику
Отечественный или зарубежный?
Автомобиль из Америки
Сколько стоит ваш автомобиль?
Из Калининграда на пароме
Выбор отечественного авто (ч.1)
Выбор отечественного авто (ч.2)
Выбор иномарки
Выбор иномарки (продолжение)
Как читать VIN номер
Автомобиль с дизелем: за и против
Автомобиль с АКП: за и против
Выбор внедорожника
Выбор купе
Выбор фургона
Обзор гольф-класса
Немного о цвете автомобиля
Почём запчасти ?
Автомобили с большим пробегом
Способы покупки автомобиля
Проверка авто по базам
Проверка документов на авто
Осмотр кузова
Осмотр двигателя
Осмотр снизу
Осмотр салона
Торг при покупке
Оформление сделки
Как грамотно оформить покупку
Покупка у юрлица (опасности)
После покупки. Советы
Фирмы по подбору б/у автомобилей
Страхование автомобиля
Постановка авто на учет
Мы и автомобиль
Выбор детского сидения

Выбор и покупка отечественного автомобиля




Прочитав первые главы, вы, конечно, поняли, что для различных условий эксплуатации подходят различные автомобили. Ну что же, будем считать, что вы определились со своими запросами и финансами и решили, что ваш автомобиль будет непременно отечественным (новым или подержанным).

Даже для новой российской машины через некоторое, причем небольшое время могут потребоваться запчасти. Что уж говорить о подержанных. Очень часто они требуют ремонта сразу же после покупки. Поэтому важно, чтобы выбранный вами автомобиль был обеспечен запасными частями и сервисом. С обслуживанием отечественных машин теперь проблем стало меньше, но еще лет шесть назад отремонтировать систему впрыска даже в Москве можно было далеко не везде. А впрысковые автомобили тем не менее продавались.

Сейчас запчасти на российские и украинские машины, выпущенные в последнюю четверть века, в основном есть в продаже. Естественно, что на старые машины достать запчасти труднее. Тем не менее в этом плане с иномарками проблем куда больше. Однако в некоторых регионах могут быть дефицит деталей на отдельные модели из России и Украины или высокие цены. В первую очередь это касается «Орбиты» («Оды»), «Таврии», «Святогора» (в связи с прекращением производства на объединении «Москвич»). Зато детали для «Оки» стали продаваться во многих магазинах, а когда-то с ними были проблемы.

Если есть сомнения, что автомобиль будет обеспечен сервисом и запчастями, лучше остановите свой выбор на другой модели.

Теперь поговорим о покупке нового отечественного автомобиля. Здесь своя специфика. К сожалению, еще не все автосалоны работают на европейском уровне, поэтому такого сервиса, как при покупке иномарки, ожидать не приходится.

Дефицита отдельных моделей давно уже нет, а вот столкнуться с отсутствием в продаже интересующей вас комплектации или цвета вы можете вполне. Комплектации у отечественных машин, как и у импортных, теперь различаются и указываются цифрами в нумерации модели. Пример - Иж-2126-020 и Иж-2126-030: первая модификация оснащена уфимским двигателем, вторая - вазовским. Уже на заводе автомобиль может быть оснащен противотуманными фарами, электростеклоподъемниками, наружными зеркалами с электрорегулировкой и обогревом, устройствами подогрева передних сидений. Впрочем, наибольшим спросом пользуются именно «голые» модификации, на которых дополнительного оборудования нет. И это неудивительно: покупатель отечественного автомобиля, как правило, небогат.

Внимание! В большинстве случаев цены, указанные в рекламных объявлениях автосалонов, не соответствуют действительности. Поэтому перед тем, как ехать за покупкой, в автосалон лучше позвонить. По телефону чаще называют реальные цены, хотя случается, что их тоже занижают. Не забудьте поинтересоваться, включен ли НДС в названную сумму. Возможно, вам назвали стоимость наиболее дешевой комплектации, а на площадке в данный момент присутствуют только «навороченные» экземпляры. Учтите, что отдельных денег стоят цвет «металлик» и какие-нибудь особенные шины. Обязательно поинтересуйтесь, предоставляется ли гарантия на купленный автомобиль, а если да - платная она или нет.

Возможно, есть смысл поинтересоваться ценами в нескольких автосалонах. Тогда, приехав в один и узнав о завышенных ценах, об отдельной плате за оформление документов и других непонятных поборах, можно сразу направиться в другой магазин.

Приезжать за машиной нужно в будни, желательно утром, иначе можно не успеть оформить покупку до закрытия салона. Иногда весь процесс занимает меньше часа, но, увы, были случаи, когда на выбор, оплату и оформление уходил не один день. Это неудивительно, если учесть, что офис фирмы-продавца расположен в одном месте, площадка для машин в другом, а оплачивать покупку нужно в банке, куда приходится добираться на метро. И везде могут оказаться очереди. А не нравится обслуживание - останетесь без машины!

«Жигули» без дополнительного антикора начинают активно ржаветь через 3-4 года эксплуатации.

появление ржавчины на автомобиле   

Не лучше и вариант, когда так называемый автосалон - это площадка на пять машин, а «офис» расположен рядом в ржавом вагончике, даже если цены здесь явно ниже. Весьма вероятно, что такая «фирма» скоро сменит название, а то и вовсе испарится, и в случае необходимости гарантийного ремонта предъявить претензии будет некому. Впрочем, гарантийный ремонт - это полбеды. У таких «продавцов» машины могут иметь и криминальную биографию. К счастью, в последнее время такое случается редко.

Процедура выбора конкретного экземпляра также непроста. Ищете определенный цвет? «Обладатель» его может оказаться зажатым в самом дальнем углу площадки и покрытым толстым слоем пыли. Или, напротив, стоит на виду, но доверху «нафарширован» дополнительным оборудованием, и цена на него существенно выше ожидаемой. Бывает так, что цвет и комплектация устраивают, а техническое состояние нет: под двигателем подозрительная лужа то ли масла, то ли охлаждающей жидкости, сам двигатель без видимых причин пускается с трудом, работает неровно, с перебоями, на панели приборов горят лампы, которые гореть не должны, а те, которые должны, - не горят. Известны случаи, когда у нового автомобиля, оснащенного системой впрыска топлива, недоставало некоторых датчиков (редко, но бывает, что их крадут во время транспортировки). Двигатель при этом пускается, но работает по обходной программе. Неискушенный покупатель, не заметив отсутствия датчиков (порой вместо датчика стоит заглушка), почувствует, что машина «не тянет», лишь когда выедет за ворота. А в этом случае с продавца взятки гладки.

За границей постеснялись бы торговать некомплектными и неисправными автомобилями - пострадает репутация фирмы. Кроме того, там хорошо работает судебная система, к которой обманутый покупатель не замедлит обратиться. У нас же, возможно, вам в первую очередь попытаются предложить именно ту машину, от которой все предыдущие покупатели отказались. Поэтому не всегда разумно полагаться на советы и рекомендации продавцов. Лучше пригласить опытного знакомого, который к тому же хорошо знает данную марку или модель. Такому с первого взгляда будет ясно, исправен и комплектен ли приобретаемый автомобиль. Если машина нравится, то можно потребовать, чтобы недостающие детали установили. Их на ваших же глазах демонтируют с соседнего автомобиля. Конечно, не везде такие порядки, но будьте все же начеку.

Так ответили читатели журнала «За рулем» на вопрос об их отношении к перспективным отечественным разработкам в области машиностроения

Ваше отношение к перспективным отечественным разработкам

опрос об отечественных автомобилях

Очень важно, чтобы кузов не имел вмятин и царапин, наспех закрашенных перед продажей механических повреждений. Обязательно загляните при этом и под машину. Помните, что кузов - самая главная и дорогая часть автомобиля.

Подавляющее большинство автомобилей доставляется с завода к месту продажи на автовозах или железнодорожных платформах. Перегон становится редкостью. Определить, перегоняли автомобиль или нет, можно по сотням, а иногда и тысячам километров на одометре (хотя одометр на время перегона могли и отключить), по затоптанному коврику пола под педалями, по шинам. Кстати, если на последних есть порезы или грыжи, требуйте замены шин. От автомобиля, доставленного с завода перегоном, лучше отказаться, так как водители-перегонщики, стремясь провести в пути меньше времени, обычно ведут машину на скоростях, близких к максимальным, не обращая внимания на ее неисправности и состояние дороги. Между тем двигатели отечественных автомобилей нуждаются в обкатке: «щадящем» режиме эксплуатации в течение первых двух-трех тысяч километров пробега. Обкатка - залог долговечности мотора. Если ее не было, высокого срока службы двигателя ждать не приходится.

Увеличенный зазор между кромками крыла и двери (а), смыкание кромок дверей (б), складка на полу багажника (в) признаки того, что автомобиль побывал в аварии и претерпел кузовной ремонт. И пусть продавец не отпирается!

зазор между дверью и крылом  зазор между дерьми  видимое последствие кузовного ремонта

Пробной поездки на будущем приобретении вам, скорее всего, не предложат. Более того, часто продавец сам услужливо подгонит вашу машину к воротам, не забыв деликатно попросить у вас некую сумму «за услуги». Прислушайтесь за эти недолгие минуты к работе машины, обратите внимание, четко и легко или, наоборот, с трудом переключаются передачи, работают ли приборы освещения, «дворники». Из магазина вы должны выехать на исправной машине, так как сразу за воротами вас ожидает жизнь рядового автомобилиста - никаких скидок на «новизну»! Конечно, на вашей стороне гарантия, но все же, согласитесь, неприятно встать всего в километредвух от магазина из-за закипевшего «Тосола», погасших фар или спустившего колеса. Поэтому перед стартом проверьте уровень масла в картере двигателя, уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и - что очень важно - уровень тормозной жидкости.



Известно, что на площадке магазина автомобили хранятся с минимумом топлива в баке. Перед выездом удостоверьтесь, что имеющегося бензина вам хватит, чтобы доехать до ближайшей АЗС (если не знаете, где она, уточните у продавцов). Помните, что на автомобилях, оснащенных системами впрыска топлива, вырабатывать бензин из бака до остановки двигателя запрещено: это приводит к выходу из строя электробензонасоса.

«Волга» в прошлом символ престижа, состоятельности владельца. Советы покупателю: не ленитесь прикладывать к машине руки, тогда она будет ездить долго и надежно

Прежде чем покинуть автосалон, обязательно убедитесь, что машина укомплектована зеркалами заднего вида, щетками стеклоочистителя, пробкой бензобака, запасным колесом, домкратом, инструментом. Иногда некоторые из этих предметов прилагаются к автомобилю в заводской упаковке и установить их предлагается самому покупателю. Но в последнее время автосалоны все чаще берут эту функцию на себя.

Как правило, в автосалоне машину можно и дооснастить необходимым оборудованием, например, установить охранную сигнализацию, механическое противоугонное устройство, электростеклоподъемники, автомагнитолу, нанести антикоррозионное покрытие и др. Эта работа обойдется дороже, чем в специализированном сервисе, однако в этом случае вы не утратите гарантии на автомобиль. Все дополнительное оборудование должно быть снабжено инструкциями по эксплуатации, причем, независимо от страны происхождения, на русском языке. Еще лучше, если продавцы продемонстрируют вам устройства в действии, особенно если при их установке были допущены отклонения от традиционных схем.

Нередко дооборудование автомобиля невозможно выполнить за день, поэтому покупателю придется, внеся деньги в кассу, вернуться за автомобилем через два-три дня. Больший срок, запрашиваемый продавцами за стандартный набор дополнительных услуг (сигнализация + антикор + «музыка») должен насторожить. Оставляя автомобиль в салоне, тщательно проверьте его исправность и комплектацию, сверьте номера кузова, двигателя, обязательно заполните и заверьте у продавца стандартную форму-доверенность. По этой бумаге вы получите свой автомобиль в указанный в ней срок.

При получении автомобиля еще раз проверьте номера кузова и двигателя и соответствие их выданным вам документам. Сверьте также указанные в этих документах ваши личные данные. Вряд ли кто-нибудь специально станет их искажать, но если обнаружатся ошибки, с постановкой на учет в ГИБД Д у вас возникнут проблемы. Придется снова приезжать и долго разбираться с дирекцией магазина.

В настоящее время крупные автосалоны предоставляют услуги по постановке машины на учет в ГИБДД. Советуем воспользоваться этим предложением, несмотря на то что регистрировать автомобиль самостоятельно обычно дешевле. В автосалоне и само оформление документов проходит быстрее, чем в отделении ГИБДД, и очередь не так велика. С точки зрения безопасности желательно, чтобы машина была зарегистрирована в день покупки и сведения о ней сразу же появились в базе данных ГИБДД.

Напоминаем также о необходимости застраховать гражданскую ответственность владельца автомобиля. Без полиса ОСАГО сегодня запрещено выезжать на дорогу так же, как без «прав», свидетельства о регистрации и государственных регистрационных знаков (номеров). Представители страховых компаний нередко поджидают клиентов прямо в автосалонах и здесь же могут заключить с ними договоры страхования.

Покупка подержанного автомобиля сравнима с покупкой кота в мешке: никогда точно не известно, какого «зверя» вы приобрели. При осмотре невозможно выяснить, какие скрытые или специально замаскированные дефекты есть у машины, которую вы собрались купить. Наивно полагать, что продавец о них честно расскажет. Определить при покупке все будущие неисправности не смогут даже очень грамотные специалисты. Никто из продавцов не даст разобрать, скажем, коробку передач, чтобы определить износ ее деталей. Впрочем, даже разобрав, вряд ли можно дать точный прогноз относительно срока ее службы.

Любую машину периодически нужно обслуживать и ремонтировать. Естественно, чем старше автомобиль, тем он требует более частого ремонта. Поэтому, покупая подержанный автомобиль, будьте к этому готовы. Новая машина в этом отношении более предсказуема. Кроме того, возникшие в гарантийный период неисправности можно устранить бесплатно. При покупке подержанного авто любой ремонт будет за ваш счет, поэтому такую машину следует рекомендовать в первую очередь тем, кто самостоятельно может ее чинить.

Многие машины иностранного производства сложны и не приспособлены для ремонта в «домашних условиях». Отечественные имеют более простую конструкцию. Они обычно менее комфортабельны, менее безопасны, менее надежны. Ремонт будет требоваться часто, но зато стоит он относительно дешево. Со многими операциями легко справится сам владелец. Запчасти стоят по сравнению с иномарками недорого. Если не требуются кузовные работы или капитальный ремонт двигателя, то самая большая статья расходов - это бензин (экономичностью «нашемарки» тоже не отличаются).

По возможности нужно заранее предотвратить неприятные сюрпризы. То есть постараться выбрать машину получше. Где же продаются такие автомобили?

«Москвич-2141» и «Святогор» по комфорту, вместимости, динамическим качествам (с двигателем «Renault F3R») опережали многих конкурентов. Советы покупателю: автомобили давно не выпускаются, возможен дефицит запчастей, надежность коробок передач и коррозионная стойкость кузовов - невысокие

Подержанную машину можно купить в автосалоне (комиссионном магазине), на автомобильном рынке, с помощью газеты рекламных объявлений или аналогичного сайта в Интернете, а также у знакомых или у предприятия.

Автомобильные рынки - главные места встречи продавцов и покупателей. На рынке выбор богатый. Но очень может быть, что автомобиля, который вы ищете, там нет. В крупных городах рынки забиты иномарками, дорогими отечественными машинами, а старых и дешевых вы не найдете. Дело в том, что за место на площадке нужно платить, поэтому дешевые машины там продавать невыгодно.

На автомобильных рынках много автомобилей с криминальным прошлым и с различными скрытыми дефектами. Поэтому выбирать нужно очень внимательно. Не берите с собой деньги на покупку машины - это небезопасно. Впрочем, обычно они и не требуются: главное, чтобы продавец и покупатель нашли друг друга и договорились о сделке, а оформить ее можно в другой день. Причем начинать этот процесс лучше утром, поскольку снятие с учета и оформление через комиссионный магазин требуют времени. Часто за день управиться не удается.

Можно поискать автомобиль в Интернете. Но и во всемирной сети лучше продаются необычные или дорогие автомобили. Экзотические, старинные, редкие в нашей стране марки, просто иностранные машины и «люксовые» варианты отечественных имеют шансы на успех. Считается, что давать объявление о продаже ВАЗ-2106 в Интернете нет смысла. Поэтому таких машин предлагают мало, и найти подходящий экземпляр труднее. А вот объявления в газетах и журналах, которые публикуются бесплатно - настоящий кладезь для желающих купить отечественный автомобиль.

Те, кто покупают машины по объявлению, обычно выбирают придирчиво. И правильно делают! Действительно, попадаются и автомобили с криминальным прошлым, и с серьезными, но замаскированными дефектами. Иногда продавец предлагает вам не свой автомобиль, а многократно передоверенный. В таких случаях окончательные переговоры лучше вести с хозяином автомобиля, а его отсутствие должно настораживать. Разговор, что он, дескать, не против, но сильно занят, не должен успокаивать. Не всегда отсутствие владельца связано с криминальными обстоятельствами, тем не менее лучше побеспокоиться заранее, чем потом участвовать в судебных тяжбах или разборках с применением грубой силы. В запутанные ситуации лучше не влезать, а уж если это произошло, не тянуть время и сразу обращаться к квалифицированному юристу, иначе можно потерять свои деньги.

«Нива» - для тех, кто ценит проходимость. Она проедет там, где обычным легковушкам и не снилось. Но уж если увязнет, вызволить ее из плена можно будет только трактором. Совет покупателю: спросите себя, нужен ли вам именно вседорожник - шумный, неэкономичный. маловместительный, сложный в ремонте? Если да, то все это вы ему сможете простить

Внимательным нужно быть с имуществом разведенных и разводящихся супругов. Бывает, что владельцем машины является отец, а ездит на ней, чинит и продает сын. В этом случае надо бы поговорить и с отцом, спросить, как он относится к продаже его собственности. Чужой семейный конфликт измотает и ваши нервы, а покупка, возможно, все равно сорвется.

Впрочем, большая часть объявлений не нуждается и в телефонных звонках - их можно сразу отбросить. Учитесь читать между строк - это сэкономит ваше время, силы и, конечно, деньги. Например, слова «машина не растаможена» означают, что есть какие-то препятствия для этого: автомобиль разыскивается Интерполом, ввезен контрабандно, подделаны или утеряны документы, номера кузова и двигателя вызывают подозрения. Возможно, просто требуется заплатить большую пошлину. Это касается не только иномарок, но и российских автомобилей из стран СНГ (в том числе из Белоруссии), Калининградской области, Байконура (Казахстан), даже если последние состоят на учете в российской ГИБДД.

Выражения вроде «весь металл новый», «заменены навесные детали», «низ хорошо проварен», обычно означают, что кузов отходил свое, весь проржавел или побывал не раз в довольно крупных авариях. Эксплуатировать такой нет смысла, все равно он скоро сгниет окончательно. Скорее всего, «варили» кузов специально к продаже, а потому наспех, что дополнительно сокращает срок его службы. Ну а поскольку изношен кузов, очевидно, и другие агрегаты далеко не в лучшей форме. В частности, двигатель наверняка перебирали, и, может, не раз. Если это опять же делалось с расчетом быстро продать машину, качество такого ремонта будет не выше, чем описанного кузовного. Существует множество хитростей, позволяющих придать двигателю исправный вид всего на... неделю-другую. Спустя какое-то время он вновь застучит или задымит, но продавец будет уже недоступен, и предъявить претензию к нему будет невозможно.

УАЗ - спартанец. Минимум удобств и комфорта, весьма затрудненное управление. Несмотря на мощный двигатель и полный привод, на шоссе отнюдь не король. Зато на бездорожье оставит позади и «Ниву» - правда, недалеко. Совет покупателю: хотите сыграть роль шофера на фронте? Берите УАЗик и ощутите все сполна. Надеемся, победа будет за вами

Можно ли из отечественной машины сделать иномарку? Можно... почти. Так выглядит двигатель «Тойоты» под капотом «Волги». Совет покупателю подобной техники: покупка дорогая, а уж ремонт. ..

Не обольщайтесь сообщениями в объявлениях о проведенном якобы «плановом» ремонте двигателя, замене поршневых колец, вкладышей и др. Никаких «плановых» ремонтов для двигателей легковых автомобилей не предусмотрено, поскольку степень износа и срок выхода из строя деталей у конкретных моторов всегда различны. Разборка и сборка шатунно-поршневой группы - работа для квалифицированного мастера. Выполненная неумелыми руками, она неизбежно приведет вскоре к новому капитальному ремон ту или замене мотора целиком.

Дизельный двигатель под капотом ВАЗ. Ну, очень редкая птица. Совет покупателю: на топливе, может быть, вы и сэкономите, а случись что, где возьмете запчасти?

дизельный двигатель на ВАЗе

Фразы типа «много запчастей в придачу» не должны возбуждать алчность: главное для вас - купить хорошую машину, а не детали для предстоящего ее ремонта. Все реже встречаются случаи, когда детали накапливались продавцом про запас, чтобы в случае ремонта не бегать в бесплодных поисках по магазинам и рынкам. В последнее время практически любые запчасти на российские автомобили моложе четвертьвекового возраста в продаже есть. Только при покупке очень старой машины лучше получить в придачу деталей побольше. Но прежде следует хорошо подумать, зачем вам такой автомобиль? Кстати, еще неизвестно, что' сломается. Очень может быть, что тот хлам, который дадут в нагрузку, вам никогда не пригодится.

Настораживать должны машины, собранные из разных узлов. Например, автомобиль ВАЗ-2102 имеет двигатель от «шестерки», салон от «семерки», бамперы от «пятерки». Непонятно, зачем все это. Скорее всего, машина много повидала на своем веку, раз не только двигатель, но даже салон (что бывает крайне редко) потребовал полной замены. Часто вопросы к таким машинам возникают и у сотрудников ГИБДД. К тому же неясно, насколько прочно соединены между собой детали этой «сборной солянки», правильно ли проложена и заизолирована электропроводка, все ли гайки и болты надежно затянуты. Вопросов можно задать много.

ВАЗ-2106. До недавнего времени - самый распространенный, но и самый угоняемый отечественный автомобиль. Совет покупателю: не обольщайтесь дешевизной запчастей и постоянным наличием их в продаже. Тратиться на них придется нередко, кроме того, легко нарваться на подделки и брак

А чтобы их было меньше, поищите в объявлениях строчки «зимой не эксплуатировалась», «все родное», «не перекрашивалась», «в авариях не была». Конечно, могут и обмануть, но все же вероятность увидеть прилично сохранившуюся машину в таких случаях больше, чем если написано «переварена вся по кругу». Продолжение >>