Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
   ВЫБОР И ПОКУПКА
Выбор автомобилей в России
Какой автомобиль нужен вам
Типы автомобилей
Цены и дополнительные расходы
Надежность, долговечность, ремонтопригодность
Индивидуальные предпочтения
Имидж и престиж
Как читать тех. характеристику
Отечественный или зарубежный?
Автомобиль из Америки
Сколько стоит ваш автомобиль?
Из Калининграда на пароме
Выбор отечественного авто (ч.1)
Выбор отечественного авто (ч.2)
Выбор иномарки
Выбор иномарки (продолжение)
Как читать VIN номер
Автомобиль с дизелем: за и против
Автомобиль с АКП: за и против
Выбор внедорожника
Выбор купе
Выбор фургона
Обзор гольф-класса
Немного о цвете автомобиля
Почём запчасти ?
Автомобили с большим пробегом
Способы покупки автомобиля
Проверка авто по базам
Проверка документов на авто
Осмотр кузова
Осмотр двигателя
Осмотр снизу
Осмотр салона
Торг при покупке
Оформление сделки
Как грамотно оформить покупку
Покупка у юрлица (опасности)
После покупки. Советы
Фирмы по подбору б/у автомобилей
Страхование автомобиля
Постановка авто на учет
Мы и автомобиль
Выбор детского сидения

Выбор и покупка отечественного автомобиля




ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало статьи тут

Следует настороженно отнестись и к объявлениям о продаже машин с многочисленными «наворотами»: владельцы таких обычно приводят (часто с ошибками) фирменные названия аудиоаппаратуры, изготовителей литых колес, широких шин, амортизаторов и прочих деталей и узлов, установленных на автомобиль с целью тюнинга. Кузов «крутой тачки», как правило, окрашен цветом «металлик» (зачастую весьма кустарно), стекла наглухо затонированы. На таких машинах много и «грубо» ездили, следя в основном за их «имиджем», нежели за техническим состоянием. Помните, что даже самая дорогая аудиосистема, сигнализация или набор шикарных колес - это далеко еще не весь автомобиль, и лучше уж выбрать «голую» машину с хорошо сохранившимися двигателем или кузовом, нежели предельно изношенную, нос разнообразными прибамбасами. При желании тюнингом впоследствии вы можете заняться и сами, тем более что, например, ведущие производители «автомузыки» меняют модели магнитол каждый год, возможно, вы захотите купить более новую и совершенную. Напротив, дорого продать престижную, но старую аудиотехнику будет непросто: она обесценивается очень быстро.

Многие наши сограждане рассчитывают, что хорошую машину можно купить у родственников или знакомых. К сожалению, родственные связи на автомобили не распространяются. О некоторых дефектах владельцы могут не знать, а известные будут скрывать. Им тоже важно не упустить свою выгоду. Срабатывает часто и психологический фактор: знакомым веришь, потому что якобы близкий (хотя бы относительно) человек не обманет, и осматриваешь автомобиль не так придирчиво. На самом деле в этом случае бдительность нужно удвоить. Примеров, когда по знакомству покупали плохую машину, не счесть. Случаев разорванных после такой покупки дружеских отношений тоже немало. Впрочем, есть и исключения.

Не стоит терять бдительность и в случае, если посредником при переговорах выступает кто-то из ваших родственников. Во-первых, он при этом не рискует своими деньгами и ни за что не отвечает. Во-вторых, неизвестно, на кого он работает, может быть, продавец ему ближе и роднее, чем вы.

Посредники часто появляются и при продаже собственности различных организаций. У ситуации, когда машину продает предприятие, есть свои особенности. Если частное лицо меняет машину иногда из соображений престижа, то организации это делают обычно по причине полного ее износа и невыгодности дальнейшей эксплуатации. А эксплуатируются «разгонные тачки» зачастую весьма жестко, даже за год накатывая астрономический пробег, причем, обслуживаются при отсутствии реального хозяина-собственника из рук вон плохо. Иногда перед продажей с них снимают еще способные поработать узлы и агрегаты, заменяя совсем уж бросовыми. Поверьте, это не самое лучшее приобретение. Хорошие же автомобили чаще всего достаются сотрудникам продающей организации.

Итак, независимо от места покупки и личности продавца следует серьезно отнестись к выбору автомобиля. Из сказанного следует, что даже тем, кто разбирается в автомобилях, лучше совершать покупку в обществе независимого эксперта. Одна голова хорошо, но две все-таки лучше! Дело в том, что покупатель может волноваться, сомневаться, думать не о техническом состоянии машины, а о деньгах, и в итоге пропустить при осмотре что-то важное. В общем, без хорошего помощника трудно купить хороший подержанный автомобиль.

Не каждый автомобилист, даже бывалый, годится на роль эксперта. Очень много существует «знатоков», плохо разбирающихся в машинах, но обожающих давать советы. Такие есть на любой автостоянке, в любом кругу автовладельцев. Обычно они навязывают свое мнение в категоричной форме, переспорить их трудно. Если советы такого человека не совпадают с рекомендациями солидных автомобильных журналов и руководств по эксплуатации, то лучше отказаться от его помощи.

Вряд ли стоит обращаться за консультацией к тем, кто каждые год-два покупает новую модель или марку автомобиля. Обычно они не успевают за это время изучить каждую машину настолько, чтобы дать вам квалифицированный совет. Гораздо более ценные для вас люди - владельцы старых и подержанных машин, которые знают своих железных коней до мелочей.

Как это ни странно на первый взгляд, но далеко не все водители-профессионалы хорошо знают автомобиль. Например, многие таксисты сами свои машины не чинят - в каждом таксопарке есть ремзона. Безусловно, они разбираются в психологии пассажиров, но советы на эту тему важны лишь тем, кто собрался заняться частным извозом. Иначе смотрят на мир легковых автомобилей и водители грузовиков. Впрочем, среди профессионалов есть настоящие знатоки, которые могут оказать серьезную помощь при покупке. В мерную очередь это те, кто ездит на легковых машинах и, главное, чинит их самостоятельно.

Таковы лишь общие советы. В каждом конкретном случае нужно взвесить все «за» и «против». Тем не менее есть часто встречающийся вопрос, на который можно дать вполне однозначный ответ: как быть с цветом подержанного автомобиля? Если при покупке нового колер обычно можно выбрать, пусть и не всегда, то здесь ситуация сложнее. Однако можно с уверенностью утверждать: вам подойдет машина любого цвета. Такова человеческая психология: не пройдет десяти дней после покупки, и его цвет вы будете считать самым лучшим. Поэтому не создавайте себе лишних проблем - ищите прежде всего автомобиль, который будет ездить.

Если нет другой машины, необходимые для перевозки вещи придется грузить в малышку «Оку». Очевидно, что много она не увезет, а от частых перегрузок весьма сократится ее ресурс. Совет покупателю: заранее оцените потенциальные масштабы ваших грузоперевозок - возможно, лучше за те же деньги поискать более просторный автомобиль

 

ВАЗ-2109 получил в наследство как лавровый, так и терновый венец «шестерки»: теперь именно эта модель числится в самых популярных... в том числе и у автоворов. Советы покупателю: не скупитесь на охранные системы и не «мучайте» сцепление, коробку передач и ШРУСы - дольше проживут

Важнее правильно выбрать кузов не по цвету, а по сохранности. У машин из России и Украины кузова в большинстве своем окрашены хуже, чем у иномарок, - менее стойкими к механическим и атмосферным воздействиям алкидными эмалями. Поэтому сквозные повреждения могут возникнуть и через 2-3 года. Заводская антикоррозионная защита явно недостаточна, следовательно, предпочтение нужно отдавать машинам, которые прошли дополнительную обработку, оснащены защитными подкрылками и зимой, когда дороги посыпают солью, не ездили.

Если отечественная машина блестит как новая, а лет ей больше трех, по-видимому, не обошлось без перекраски, и это настораживает: зачем продавец тратил деньги, если не собирался ездить? Значит, либо машина ржавая, либо побывала в крупной аварии, а хозяин стремится это скрыть. Как правило, новые детали и места вблизи незаводских сварных швов быстро ржавеют, поскольку коррозионная стойкость кузовного металла после сильного нагрева ухудшается (происходят структурные изменения на молекулярном уровне). К тому же часто обгорает и защитное покрытие вокруг места сварки. Восстановить его иногда не удается, а иногда об этом и не заботятся - все равно машину продавать. Не всегда кузов бывает хорошо сварен, ведь для этого требуется высокая квалификация и в некоторых случаях специальные приспособления стапели, кондукторы. Незаводские швы иногда можно отличить от заводских невооруженным взглядом.

Иж-2126 «Ода» штурмует все более высокие «планки» количества и качества. На очереди - установка на автомобили двигателей с системами впрыска топлива, отвечающих нормам токсичности Евро-2. Совет покупателям: возможно, стоит немного подождать и приобрести недорогое, но вполне европейское изделие?

Под окрашенными поверхностями иногда скрываются килограммы шпатлевки: при ремонте на скорую руку вмятину не рихтуют, а замазывают, потом такая «пломба» отваливается. Подозрительные места можно проверить с помощью магнита (к толстому слою шпатлевки он не прилипнет) или специального индикатора, который встречается в продаже.

Дефекты окраски, не до конца выправленные вмятины хорошо видны, если смотреть на панели кузова не прямо, а под углом, причем с расстояния в один-два метра. Разумеется, освещение должно быть хорошим, а кузов - чистым. Иногда несовпадение оттенков цвета на различных панелях кузова (например, на крыле и на капоте) становится отчетливо видно при изменившемся освещении, например, под лампами на крытой автостоянке или в гараже, в то время как при естественном свете оно неразличимо. Очевидно, одну из панелей ремонтировали или заменяли новой, а затем перекрашивали. У нового автомобиля такое невозможно.

Еще совет. Внимательно осмотрите резиновые уплотнители, молдинги, подкрылки. Эти детали устанавливают на заводе на уже окрашенный кузов, поэтому краска на них - это следы ремонта. И лучше, чтобы таких следов было поменьше или не было совсем.



Иногда при замене кузовных деталей или при правке кузова в «домашних» условиях нарушают его геометрию. После небольшой тренировки своего глазомера на проезжающих автомобилях вы без особого труда различите покосившиеся стойки, «заваленные» крылья (последнее - не самое страшное; намного хуже, если погнуты или криво приварены лонжероны). Если вся машина кособокая, лучше от нее отказаться: покупка грозит обернуться не только мучениями с плохо закрывающимися дверями, но и быстрым износом шин и даже неустойчивым, опасным поведением автомобиля на дороге.

Желательно осмотреть кузов и снизу, даже поковырять сомнительные места, например, отверткой - разумеется, с согласия продавца. Иногда одного прикосновения твердого предмета достаточно, чтобы определить: под краской металл истончился до состояния кружева. Восстановление может оказаться слишком дорогим, а иногда проржавевший кузов вообще не поддается ремонту. Как говорят сварщики, не к чему «прихватиться».

Второе место по стоимости занимает двигатель - это, как и кузов, очень дорогая часть автомобиля. Разумеется, желательно, чтобы мотор не потребовал капитального ремонта еще продолжительное время. Такой ремонт дорог. Двигатель после него служит до следующей «капиталки» намного меньше, чем новый до первого ремонта. К тому же не всегда можно проделать эту операцию: если износ или разрушения велики, придется покупать новый мотор.

Сколько прослужит двигатель, предположить трудно, поскольку это зависит от качества изготовления деталей, режима эксплуатации, применяемого масла и топлива, а также от других причин. Самое главное, практически невозможно определить пробег машины до продажи. Продавцы «сбрасывают» даже показания электронных счетчиков пробега.

О пробеге обычно судят косвенно по году выпуска. У частных владельцев автомобиль проходит 10-20 тыс. км в год. Разумеется, есть и исключения (как в большую, так и в меньшую сторону). На отечественных машинах двигатель до капремонта служит 120-160 тыс. км. Но, повторим, все расчеты весьма условны. Можно легко «убить» и новый мотор, если его перегреть, оставить без смазки или залить неподходящее масло.

Для начала взглянем на масло на щупе-указателе. Если заметны расслоение масла или металлические частицы в нем, займитесь лучше другим автомобилем. Это проще, чем выяснять, что делали или что случилось с мотором и каковы могут быть последствия такого ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Пустите двигатель. Если услышите резкий металлический стук, от покупки следует отказаться. Возможно, что дефект несерьезный, но не исключено, что мотору осталось жить меньше часа.

Попросите хозяина нажать педаль газа, а сами взгляните на срез выхлопной трубы (при прогретом моторе). Если увидите дым густой, белый, насыщенный парами жидкости, или сизый, явно пахнущий маслом, перейдите к осмотру другой машины. Иногда хозяин устраняет дымление на ваших глазах несложной регулировкой карбюратора. Если сделать это не удается, наверняка двигатель изношен и требует ремонта. А если продавец утверждает, что дефект пустяковый и вы справитесь с ним за пять минут, почему же тогда он сам не устранил его перед продажей?

ВАЗ-2110. Казалось бы, одна платформа с «девяткой», а получился совершенно другой автомобиль. Советы покупателям: соблюдайте условия гарантии - это может пригодиться. На машинах с системами впрыска не вырабатывайте бензин из бака полностью - «сожжете» бензонасос

«Шевроле-Нива»» - пример международной кооперации отечественных автопроизводителей. Совет покупателям: новые российские модели часто страдают «детскими болезнями»» - будьте готовы к их «лечению»

Иногда, чтобы уменьшить неприятное впечатление, владельцы выводят трубку системы вентиляции картера вниз под машину. Дым в этом случае не выходит из выхлопной трубы, а остается под капотом, и хозяин надеется, что покупатель ничего не заметит.

Если при работающем моторе горит лампа аварийного давления масла, это следствие неисправности одной из самых ответственных систем двигателя - системы сказки. Иногда лампа едва светится или ненадолго вспыхивает при работе двигателя на холостом ходу или при сбросе газа. Горение ее на средних или высоких оборотах недопустимо: нажмите педаль газа и проверьте. Кстати, хитрые продавцы иногда отключают лампу. Это легко проверить. Остановите двигатель и включите зажигание - лампа должна загореться.

Агрегаты трансмиссии занимают по стоимости почетное третье место. Не следует покупать машину с треснувшими, разбитыми картерами, поврежденными балками мостов. Не всегда трещину удается заварить или заклеить, а агрегат или его корпус - недешевы, замена нелегка. Если при покупке возникли сомнения в работоспособности, например, коробки передач, то лучше поискать другую машину, поскольку вряд ли удастся на рынке точно определить неисправность.

Что касается деталей подвески, тормозов и рулевого управления, то большинство этих агрегатов и узлов удается диагностировать только при их работе. Попросите у хозяина разрешения опробовать машину в движении на различных режимах. Если он не позволяет (согласитесь, его можно понять), пусть сам совершит для вас небольшую пробную поездку. Сидя рядом с ним, постарайтесь оценить, как едет и тормозит автомобиль, как работают органы управления. Насторожить должны стуки и вой в трансмиссии и подвеске, рывки при торможении, сильное раскачивание машины, удары даже на небольших дорожных неровностях. Более подробно рассказать на бумаге о стуках сложно. Лучше, чтобы машину «послушал» специалист.

Подробный осмотр поможет выявить многие неисправности, тогда можно попробовать снизить цену на сумму будущего ремонта. В отличие от владельцев иномарок, продавцов отечественных машин трудно уговорить поехать в автосервис на диагностику. Для них это лишние хлопоты - автомобиль и так купят. Поэтому постарайтесь с помощью эксперта оценить состояние автомобиля «в полевых условиях».

Теперь несколько слов о подвеске. Погнутые тяги, треснувшие рычаги - это, конечно, плохо. Такой автомобиль эксплуатировать даже опасно, но в принципе детали эти недороги и их несложно заменить. Однако сначала следует прикинуть экономическую целесообразность ремонта. Если же отгнили или вырваны «с мясом» кронштейны или крепления амортизаторов, то лучше поискать другую машину.

«Текущие» амортизаторы обычно близки к кончине. Впрочем, для отечественных машин классической компоновки они относительно недороги и заменять их нетрудно. Сложнее с машинами, имеющими переднюю подвеску типа «Мак-Ферсон» (российские переднеприводные, «Ода», «Таврия»). Так называемая стойка подвески («свеча») и стоит дороже, и заменять ее сложнее: практически всегда после этого автомобилю прямой путь на «сход-развал». К счастью, работоспособность амортизатора легко оценить. Необходимо энергично надавить несколько раз сверху вниз на крыло (выбрав твердое место, иначе останется вмятина), а потом отпустить руку. Автомобиль должен качнуться вверх-вниз и остановиться. Если колебания продолжаются - амортизатор неисправен. Так проверяют все четыре амортизатора, и если состояние каждого под вопросом - торгуйтесь, добивайтесь снижения цены. Брать «в довесок» уже использованные, но якобы еще «рабочие» амортизаторы бессмысленно: ремонтируют их редко, такая работа обойдется дороже покупки и установки новых.

Не забудьте о шинах - они обычно недешевы, к тому же оказывают большое влияние на безопасность. Опасно эксплуатировать шины с разрывами боковин и протектора, «грыжами», стертым полностью или в отдельных местах протектором, а также с измененной геометрией, - грубо говоря, кривые. Дефекты видны при внешнем осмотре, к тому же деформированные шины издают при движении характерный шум и иногда заставляют автомобиль вибрировать (обычно эта вибрация передается на рулевое колесо).

Подержанные автомобили продают не с новыми шинами. Если нет описанных выше дефектов, а глубина протектора не менее 4-5 мм, то шины еще немного походят. Если индикаторы износа (специальные выступы на центральных дорожках протектора) уже почти сравнялись по высоте с наружной поверхностью, стоит поговорить с продавцом о снижении цены.

Стекла, фары, уплотнители дверей, ручки и замки для отечественных автомобилей обычно стоят не слишком дорого. А вот пластмассовый бампер может «влететь в копеечку». Не очень дорогая и замена системы выпуска отработавших газов. Сварка в данном случае лишь продлит агонию - систему все равно придется заменить.

«Таврия» - давно уже не советская модель, но пока и не совсем иномарка. Потребительские свойства и качество изготовления - средние, чего не скажешь о цене. С другой стороны, опыт эксплуатации есть, запчасти в продаже - тоже. Совет покупателям: решайте сами...

Предположим, что вы все-таки купили автомобиль. Теперь возникает вопрос: что делать с ним после покупки? Обычно отвечают: «Ездить!» Но правильный ответ будет другим: следует обезопасить себя от неприятностей.

У прежнего владельца (или в магазине, автосервисе) могли остаться дубликаты ключей и запасные брелоки от установленной на машину сигнализации. Вы должны были получить их от продавца (минимум два комплекта ключей и два брелока сигнализации), но даже если получили - будьте осторожны: дубликаты сделать нетрудно! Ваш адрес неоднократно фигурирует в бумагах, которые заполнялись при покупке, перерегистрации, поэтому найти и «увести» машину совсем несложно. Чтобы уменьшить вероятность угона, иногда неплохо заменить сигнализацию, а также замки, запирающие рычаг коробки передач и т.п. В первую очередь это относится к престижным и относительно новым автомобилям.

Нельзя быть уверенным, что цифры на счетчике пробега соответствуют действительности. Поэтому неизвестно наверняка, когда машина прошла последнее техническое обслуживание, даже если есть записи об этом в сервисной книжке (их тоже подделывают). Возможно, что, решив продать машину, хозяин перестал о ней заботиться, а в некоторых узлах вообще никогда не менял масло, экономил на обслуживании. Поэтому прежде чем начинать эксплуатацию подержанного автомобиля, замените все масла, фильтры и технические жидкости, особенно - тормозную. Проверьте состояние приводных ремней, выполните все плановые регулировки - словом, проведите максимально полное ТО. Если этого не сделать, возможен преждевременный выход из строя достаточно дорогих агрегатов. Хорошо бы провести полную диагностику всех систем: у машины могут быть дефекты, которые вы не заметили. Не помешает проверить и при необходимости отрегулировать развал и схождение колес.

Южнокорейские Hyundai Accent и KIA Rio, немецкий Ford Focus и некоторые другие иномарки собираются сегодня в России. Качество - вполне зарубежное, а цены существенно ниже, чем у импортеров. Советы покупателям: не завидуйте владельцам более престижных, но подержанных машин и не экономьте на обслуживании


   

Проверьте антикоррозионное покрытие. Не исключено, что его требуется частично или полностью обновить. Помните, что перед этим необходимо тщательно вымыть, а затем просушить кузов: антикор не будет держаться на грязи. Если на дворе холодное время года, эту операцию придется провести в отапливаемом, но хорошо проветриваемом помещении, или отложить до лета. Тщательно осмотрите лакокрасочное покрытие: царапины, сколы, другие повреждения необходимо очистить от ржавчины, загрунтовать и закрасить. Это продлит жизнь кузову.

Из сказанного нетрудно сделать вывод, что нельзя вкладывать все имеющиеся деньги в покупку машины; нужно оставить еще на сигнализацию, техобслуживание, необходимый ремонт. Один из частых случаев - выход из строя аккумулятора, поскольку владельцы не хотят тратиться на новый перед продажей, а ставят на машину какую-нибудь плохонькую батарею. Порой уже на следующий день мотор завести не удается. Приходится покупать новую батарею.

Тюнингуют, доводят машины, как правило, любители погонять. Совет покупателям: смотрите внимательнее, не довел ли предыдущий владелец машину «до ручки». Даже если внешне она сияет великолепным «металликом» и, безусловно, за версту видна среди себе подобных

Иногда подержанные автомобили преподносят совершенно неожиданные сюрпризы: поломки, неприятности юридического характера. В последнем случае сразу же обращайтесь к специалистам, причем таким, которые ведут дела, связанные именно с автомобилями. Постарайтесь не терять голову и отнестись к проблемам философски. Почти все они разрешимы.

Покупка подержанной машины - это своего рода лотерея. Однако, в отличие от азартных игр, здесь многие из участников все-таки выигрывают.