Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
   ВЫБОР И ПОКУПКА
Выбор автомобилей в России
Какой автомобиль нужен вам
Типы автомобилей
Цены и дополнительные расходы
Надежность, долговечность, ремонтопригодность
Индивидуальные предпочтения
Имидж и престиж
Как читать тех. характеристику
Отечественный или зарубежный?
Автомобиль из Америки
Сколько стоит ваш автомобиль?
Из Калининграда на пароме
Выбор отечественного авто (ч.1)
Выбор отечественного авто (ч.2)
Выбор иномарки
Выбор иномарки (продолжение)
Как читать VIN номер
Автомобиль с дизелем: за и против
Автомобиль с АКП: за и против
Выбор внедорожника
Выбор купе
Выбор фургона
Обзор гольф-класса
Немного о цвете автомобиля
Почём запчасти ?
Автомобили с большим пробегом
Способы покупки автомобиля
Проверка авто по базам
Проверка документов на авто
Осмотр кузова
Осмотр двигателя
Осмотр снизу
Осмотр салона
Торг при покупке
Оформление сделки
Как грамотно оформить покупку
Покупка у юрлица (опасности)
После покупки. Советы
Фирмы по подбору б/у автомобилей
Страхование автомобиля
Постановка авто на учет
Мы и автомобиль
Выбор детского сидения

Осмотр кузова при покупке подержаного автомобиля




Сколько на рынке битых машин, никто не знает. Их много. Каждый день случаются сотни ДТП, и в большинстве случаев после серьезных аварий люди предпочитают продавать свои автомобили. Плохие воспоминания, да и часто в аварии помимо кузовных деталей повреждается много всего остального. Рвутся провода, трескаются патрубки, мнутся металлические корпуса, перекашивает крепеж навесного оборудования... Короче, если восстанавливать по уму, то уйдет уйма времени и сил. Куда проще получить возмещение по Каско и продать битую машину ушлым людям. Таких сделок, будьте уверены, происходит десятки ежедневно.

Что происходит с битой машиной в руках перекупов? Она восстанавливается до более-менее приличного состояния. Кузовные детали вытягиваются, шпакются и красятся. В самых запущенных случаях меняются на целые, часто бэушные с разборки или на самые дешевые китайские. Если надо менять какие-то другие детали под капотом, опять-таки берут все самое дешевое, лишь бы как-то работало.

Что касается сборки всего хозяйства, то все зависит от стоимости машины. В поставарийный ремонт дорогих машин вкладываться выгодно. Можно сымитировать заводскую сварку, все по-человечески покрасить, поставить как следует. Сэкономить при восстановлении ровно настолько, чтобы это не бросалось в глаза. Поэтому покупателям премиальных авто следует быть внимательными вдвойне. Что касается дешевых массовых машинок, то с ними редко заморачиваются всерьез. Проще показать авто двум десяткам покупателей, пока не найдется «лох», чем чинить все как следует.

Но подождите-ка, а ведь мы во всех предыдущих статьях старались перекупщиков отсекать? Значит, битые в хлам автомобили нам не попадутся? Отнюдь! Даже если проверка документов отсекла самых последних перекупов, то это не гарантия. Сами хозяева могут после ДТП отдать авто в ремонтную мастерскую с задачей восстановить до того состояния, чтобы ее можно было продать какому-нибудь недалекому персонажу. Еще случается, что перед вами - честный продавец, который ранее купил битую машину, не подозревая об этом.

В общем, битых машин, выдающихся за нормальные, на вторичке полно, и вычислить их проще всего именно по состоянию кузова.

Важный момент! Как я уже говорил, далеко не все повреждения кузова должны ставить крест на покупке. Небольшие вмятины, сколы и царапины - это досадные мелочи, которые можно дешево устранить. Это повод сбить цену, но не более! Не надо отказываться от покупки авто только на том основании, что у него покрашена дверь оттого, что ее притерли на парковке или поцарапали гвоздем хулиганы. Опасайтесь машин именно после достаточно серьезных ДТП. Теперь разберемся, как же определить подлог на глаз.

Некоторые советчики говорят, что перед осмотром автомобиля стоит найти где-нибудь такой же, но новый и гарантированно не битый вариант, запомнить, как он выглядит, чтобы потом сравнивать. Этот совет годится только для моделей, которые до сих пор продаются, причем не успели пройти рестайлинг и имеются в салонах официальных дилеров ровно в том же виде, что и на вторичке. А впрочем, даже в салонах автомобили далеко не целые на все 100- их часто бьют при транспортировке, и потом красят и выдают за новые. Но мы отвлеклись... Если вы все-таки меня не послушались и купили толщиномер, то развлекайтесь. Пикайте, тыкайте, и делайте выводы. Но не забывайте про простой визуальный осмотр, подсвечивая те или иные места фонариком. На что нужно обратить внимание:

- Зазоры. Поводите пальцами по всем-всем зазорам и приглядитесь к ним пристально. Зазоры дверей, бамперов, капота, багажника - каждая щель на теле машины должна быть вами изучена. Помните, как Земфира поет про трещинки? Вот именно так должно быть. Зазоры должны быть ровными и небольшими. Ведете пальцем сверху вниз по зазору между передней и задней дверью и понимаете, что расстояние меняется? Плохо. Величина зазора на правой стороне машины отличается от таковой на левой стороне? Плохо. Зазор неестественно большой? Плохо. Теперь проведите ладонью по зазору поперек, с одного элемента на другой. Не должно быть никаких перепадов высот. Не забывайте зазоров на бамперах! Бамперы должны висеть идеально ровно.

о чем говорит зазор деталей кузова

Это закрытые двери. Видите, насколько передняя ниже и сильнее выпирает, чем задняя? Риски на крыше, коряво приделанные хромированные детали и прочие «артефакты» от не самого качественного ремонта - налицо.

Еще один кривой зазор - расстояние между деталями изменяется справа налево

Криво повешенный капот. Застывшая в немом укоре маляру капля краски довершает композицию.

- Ребра жесткости. Они есть обычно на крыльях, иногда на дверях. Острые грани. Все они должны быть идеально ровными, и совпадать на соседних элементах. Если где-то есть несовпадение, то значит элемент снимали и криво поставили обратно.


Нестыковка ребер жесткости

- Кромки дверей, капота, багажника. Проведите пальцем по кромкам, особенно - по нижним. Они должны быть идеально ровные, гладкие, закругленные. Если видите или чувствуете малейшие неровности, острые края, бугры, засечки и риски, то наверняка элемент красился, и вам попались закрашенные следы шпаклевки.

- Лючок бензобака. Старый прием. Нужно, точно так же, как и в случае с дверьми, выяснить, не снимали ли его. Если снимали, то внутри могут быть следы вмешательства: царапины, болты с царапинами, криво установленные петли и т.п. Лючок часто снимают маляры для того, чтобы подобрать краску. А раз краску подбирали, значит что-то красили. Закономерность работает не всегда, так как лючок можно снять и незаметно.

- Корыто запасного колеса и пространство под ковриком багажника. Еще одна типичная «лакмусовая бумажка». Когда проводят восстановительный ремонт после удара в заднюю часть, то корыто запаски частенько не восстанавливают в его исходной форме и грубо отсткукивают молотком, потому что оно незаметное и форма у него сложная. Ну а вы изучите его - в идеале под ковриком должна быть чистота и порядок.


Правильное «корыто» выглядит вот так.

- Проемы дверей и багажника. Они очень многое могут сказать нам. Здесь - самое вероятное местонахождение «колхозных» сварных швов и точек - внимательно изучите их. Также поводите ладонью по стойкам - все должно быть ровно. И двери должны закрываться идеально, не задевая за проемы и без грохота. Соответственно, на проемах нигде не должно быть никаких потертостей, царапин и вмятин, которые появляются, кода дверь повешена криво и задевает за проем. Обязательно все осветите фонариком и ощупайте, чтобы зафиксировать переходы оттенков краски, бугры и прочие следы ремонта. Обязательно отогните все уплотнители проемов. Они должны легко отходить -их не приклеивают. Посмотрите, нет ли под ними следов ремонта: краски другого оттенка, вмятин, царапин, следов герметика и полировочной пасты (белый порошок обычно)... Кроме того, на самих резинках не должно быть даже микроскопических точек краски. Если они есть, деталь рядом красилась с вероятностью 105%. Более того, красили кустарно - нормальные мастера хотя бы снимают эти резинки перед тем как работать.



Осмотрите все болты, которыми прикручены дверные петли - они должны быть одинаковые и без единой царапинки или иных следов вмешательства дяди Васи с гаечным ключом. Кстати, далеко не обязательно болты должны быть окрашены в цвет кузова - иногда их на заводе просто цинкуют и все. Ключевой критерий - полное отсутствие царапин на гранях.


Внимательно посмотрите на зазоры крышки багажника справа и слева.

- Сварные точки и швы. Заводская сварка похожа на штамповку - это такие округлые ровные вмятинки (как на изображении). Бывает и так, что элементы между собой варят швом, но все эти точки и швы должны быть ровными и аккуратными. В гаражных условиях повторить заводское качество очень трудно, да и дорого - на имитацию «завода» могут заморочиться только на очень дорогих машинах. Дешевые будут варить по-быстрому. Точки сварки есть на дверных проемах, под капотом и в багажнике.


Вот так выглядят заводская точечная сварка.

- Мазки герметика. Вам попадутся места, замазанные герметиком и покрашенные -больше всего их под капотом и в багажнике. Не пугайтесь, это норма. Естественно, герметик должен быть нанесен аккуратно, хотя корявые мазки можно встретить местами и на достаточно дорогих машинах.


Девственно чистый некрашеный капот. Внимательный глаз заметит, что абсолютно заводской герметик изнутри нанесен кривовато. Опасаться стоит не этого, а откровенной мазни.

- Звук от стука. Постучите согнутым пальцем по всем кузовным панелям. Звук не должен быть глухим - слегка гулким. Но главное, чтобы справа и слева при ударе по одинаковым местам он не должен отличаться. То есть стукнули по крылу справа, запомнили звук, перешли на левую сторону, стукнули в том же месте, сравнили. Слишком глухой звук говорит о том, что на элементе есть шпаклевка. И не забудьте крышу!

- Ржавчина. Все просто: на машинах до 10 лет ее быть просто не должно, если только в части 2 вы не выяснили, что отдельные элементы склонны к коррозии. Рамка лобового стекла, кромка багажника, нижние части дверей, арки крыльев - это гниет чаще всего. На старых автомобилях ржавчины совсем не быть не может. Вопрос - как относился к гнили владелец - оставлял без присмотра, закрашивал для маскировки или всерьез боролся. Основной вердикт вынесет кузовной мастер СТО, а вы же должны изучить каждый сантиметр кузова на предмет «паучков», вздутий краски и прочих следов тлена. Не забудьте в этот момент заглянуть под днище, пощупать руками пороги (боковые края днища под дверями) и все элементы, которые я упомянул выше. Ржавчину замаскировать непросто - она имеет коварное свойство проступать сквозь слои краски.

Плохо обработанная поверхность перед покраской всегда оборачивается вспучиванием краски - следите внимательно за такими пузырями, они возникают в местах, где к кузову что-то прикрепляется.

В укромных местах может обнаружиться самая натуральная гниль.

- Оттенки цвета на кузовных элементах. Если все вышеперечисленное нужно изучать буквально «под лупой», то есть вплотную с фонариком, то для «цветового контроля» надо немного отойти. Посмотрите внимательно, нет ли где различия. Одно крыло не может быть темнее другого, если машина некрашеная. Та же история с дверьми, крышей, капотом, багажником... Обойдите кругом и внимательно осмотрите автомобиль под разными углами. Ни малейшего подозрения на перепад оттенка быть не должно.

- Шагрень. Это сленговый термин, под которым обычно понимают рельеф лакокрасочного покрытия. В нашем несовершенном мире не бывает ничего идеально гладкого, и уж тем более не бывает идеально ровной краски. Внимательно посмотрите и осветите под разными углами фонариком, шагрень на ВСЕХ (да-да, именно всех, включая бамперы и крышу) элементах кузова. Плюс-минус рельеф везде должен быть одинаковым. Небольшие царапинки, микроскопические впадинки и выступы, в общем - естественные неровности. Так должна выглядеть краска автомобиля с пробегом. Изношенной, но несильно и, главное - равномерно.

Даже совершенно новый автомобиль, особенно - темного цвета, под определенным углом света показывает легкую бугристость краски - этот рельеф и есть шагрень. Важно, чтобы она везде была одинаковой, и не слишком ярковыраженной.

Подозрительно, если лак идеально гладкий - скорее всего, машину покрасили и целиком отполировали перед продажей, чтобы придать ей лоска. Под этим лоском может быть страх и ужас. Чрезмерная гладкость должна вас насторожить. Впрочем, как и явно мутный лак - такой бывает после не очень качественной покраски.

Но это не самое страшное. Очень плохо, если на краске заметны серьезные неровности, то есть эффект «апельсиновой корки» или целлюлита. Следы от скотча на кузовных панелях или в проемах дверей - плохо! Закрашенные пылинки (их ищите крайне тщательно) -караул! Машину красили кое-как, в плохой покрасочной камере, в гараже или вообще на улице. Также плохо, если шагрень на разных элементах разная. Где-то все опрятно и гладко, где-то похуже, а где-то совсем печально. «Лоскутное одеяло» - верный признак ДТП и дешевого ремонта в анамнезе.

- Ровность всех поверхностей. Мы уже с вами погладили стыки кузовных панелей и дверей, но нелишним будет еще раз убедиться в том, что кузов идеально ровный. Присядьте на корточки у каждой из двух фар спереди, а затем и у обоих фонарей сзади, и посмотрите на боковые поверхности машины. Покачайте головой, чтобы изменились углы падения света. Дважды, спереди и сзади, каждый бок (всего четыре приседания - заодно и фитнес)! Не должно быть никаких искривлений, бугров и неровностей. Левая и правая сторона должны быть абсолютно идентичными по рельефу, и без аномалий. Не уверены? Присядьте еще раз. Пусть вас сочтут параноиком, но вы должны быть уверены.

Вот такой ракурс для осмотра оптимален. Тут с геометрией кузова проблем нет, зато выявлена вмятинка на крыле. Устранить ее несложно, но отнюдь не бесплатно!

Можете еще придирчиво посмотреть на машину в профиль с обеих сторон, сзади и спереди в анфас, чтобы убедиться, что ни один из элементов не стоит криво - ни бамперы, ни фары, ни фонари, ни решетка радиатора, ни номерные знаки

- Молдинги, ручки дверей, зеркала, антенны, шильдики и прочие мелкие детали кузова. Они не должны отсутствовать, быть потрескавшимися, сколотыми и так далее. Частенько после ДТП элемент красят, а ручки и прочую мелочь оставляют, если она более-менее целая. Молдинги не должны отходить от дверей и шататься в своих посадочных местах.

Ищите любые следы краски на зеркалах и ручках, как, например, вот этот. Явный признак, что машина красилась, и не слишком аккуратно.

- Фары и фонари. Они должны быть чуть-чуть затертыми, причем, опять-таки, одинаково с обеих сторон. Фары можно отполировать, но никогда нельзя довести их до состояния новых. Даже после полировки они будут чуть-чуть мутные, потому что всегда остаются глубокие царапины, которые заполировать невозможно.

Смотрел для клиента как-то машину - выбирали Логан. Быстро увидел, что степень мутности фар отличается - одна была явно новее. При ближайшем рассмотрении нашли косвенные признаки аварии: сломанное крепление под капотом и следы окраски на бампере.

Выяснилось, что владелец попал в небольшое ДТП, догнал на перекрестке ВАЗ на минимальной скорости, треснул бампер и фару. Так он после установки дешевой китайской фары тер ее придорожной грязью, чтобы выглядела более мутной! Обмануть не получилось, но нужно быть готовым к изобртетальности продавцов. Важно, чтобы маркировка на обеих фарах была одинаковой - и без иероглифов! Если это, конечно не «японец» праворульный или не «китаец».

Дефекты ксеноновых фар - идеальный предмет для торга. Когда я брал эту машину, у нее не горела лампа ближнего света и была трещина на корпусе. Затраты на ремонт считали исходя из цены корпуса 12000 рублей, плюс блок розжига ксенона 15000, плюс лампа 5000. Удалось скинуть 10000 после торгов, а проблема была решена покупкой бэушного блока розжига за 5000 (сама лампа оказалась рабочей) и заклеиванием корпуса, чтобы не затекала вода. Выгода налицо.

- Колеса. Внимательно осмотрите все четыре колеса. Во-первых, они должны ровно стоять в колесных арках с одинаковыми зазорами по периметру. Если вы видите, что одно колесо слегка смещено вперед или назад, то это может быть следствием повреждения в аварии.

Второй момент - износ протектора. Он должен быть некритичным - совсем уж «лысая» резина с буграми - это как минимум повод поторговаться. Вам вместо нее придется купить новую. Главное, чтобы протектор был изношен равномерно на всех колесах. Если передние, скажем, еще более-менее, а задние - вообще хлам (или марки шин разные), то это плохо. Значит владелец экономил на обслуживании, и поскупился купить новый комплект. Поставил хорошие шины только спереди на ведущие колеса, а назад перекинул старье. Бесстрашный парень, плохо знакомый с тем, что «лысые» колеса сзади склонны к заносам. Стало быть, и многие расходники менялись по тому же принципу: лишь бы ехало.

Кроме того, внутренняя и внешняя половина протектора должны быть изношены одинаково. Если нет, то колесо стоит криво - нарушены углы установки колес. Если кривизна значительная, это вызвано некачественным ремонтом, сильным износом подвески и/или аварией со смещением деталей ходовой части.

Также здесь стоит вспомнить о заводских рекомендациях. Желательно не покупать машину с нештатными дисками и шинами, если вы только не фанат тюнинга, готовый серьезно вкладываться в автомобиль. Слишком большие и тяжелые колеса, на которые не рассчитывал производитель, быстрее будут «убивать» подвеску. Нормативные размеры, рекомендованные производителем, напомню, можно узнать на сайте http://www.calc.ru/razmery-shin.html . Еще такие справочные таблицы есть на сайтах интернет-магазинов колес, но их я рекламировать не буду.

- Стекла. Маркировки всех стекол автомобиля должны быть одинаковыми. В большинстве случаев в маркировках есть и год выпуска - не в полной комбинации (скажем, «2008»), а обычно это набор точек и две последние цифры - «08», «11», «13» и так далее. Эти цифры должны быть не только везде одинаковыми, но и соответствовать году выпуска машины. Если где-то стекло отличается, значит его меняли - на заводе так сделать не могли. Уделите пристальное внимание элементу, где было разбито стекло. Если это в салон забирались воры, то ничего страшного. А если была авария, то, соответственно, надо выяснять тяжесть последствий.

SAAB - это как раз тот случай, когда маркировка не всегда понятная. Но тут гадать нечего - одно из стекол «неродное», так как формат маркировки разный. А должен быть одинаковым.

Но не обольщайтесь - даже если по кругу все маркировки совпадают, это не гарантирует отсутствие ДТП - от проверки кузова вы никуда не денетесь. Бывают даже достаточно тяжелые аварии, где удар приходится в нижнюю часть и все стекла остаются целыми. У меня в 19 лет была «девятка», которую я разбил на трассе - вот ее фотография. Ни одного битого стекла, а какой «фарш»! Удар пришелся на колесо - я на большой скорости наехал на торчащую опору ограждения. Сам, кстати, тоже остался цел и невредим.

- VIN. Где расположен уникальный идентификационный номер, я вам не подскажу - для каждого автомобиля это индивидуально. С определенной гарантией точки размещения VIN указаны в книжке по эксплуатации (крайне полезная вещь, как вы поняли). Еще можно попытать счастья в Яндексе/Гугле («расположение VIN Toyota Corolla 10») или на клубном форуме.

Под лобовым стеклом - одно из популярных мест для размещения VIN.

Централизованной базы данных в свободном доступе по этому поводу нет. При осмотре VIN вам нужно убедиться, что он не имеет следов корректировки - все цифры и буквы хорошо читаются, не повреждены, не имеют следов закрашивания и не сгнили от ржавчины. Разумеется, VIN на кузове должен совпадать с тем, что указан в документах.

Памятка для отметок

Что Сделано Комментарии
Зазоры и стыки кузовных элементов:   
- не слишком большие   
- не становятся больше/меньше   
при осмотре сверху вниз и наоборот   
- одинаковые в одних и тех же местах справа и слева   
- элементы на стыках не стоят один выше другого   
Ребра жесткости кузовных элементов   
- идеально ровные   
- совпадают по высоте на соседних элементах   
Кромки кузовных элементов ровные, без зазубрин, рисок и следов потеков краски   
- двери   
- капот   
- багажник   
Отсутствуют следы «колхозной» сварки   
- нет странных швов   
- присутствует точечная заводская сварка   
Лючок бензобака   
- ровно висит   
- не поврежден   
- болты крепления без следов демонтажа   
Корыто запасного колеса в багажнике ровное и чистое   
Проемы дверей и багажника ровные, без следов сварки, остатков шпаклевки, потеков краски   
Уплотнители дверей:   
- не отваливаются, но снимаются- под ними нет следов другой краски, шпаклевки и повреждений- на них нет напыления краски в цвет автомобиля   
Болты дверных петель- одинаковые в тех же самых местах справа и слева- не подозрительно чистые- без следов откручивания ключом или отверткой   
Ржавчины нет:- на кромках дверей, капота, багажника- на порогах- на рамках стекол- на колесных арках- в остальных местах   
Звук от стука одинаковый в тех же местах справа и слева, и нет явно «глухих мест»   
Издалека не заметно изменения оттенка краски на всех кузовных элементах   
Шагрень:- присутствует (краска не слишком гладкая, не заполированная до блеска)- одинаковая на всех элементах- не слишком крупная (не как у апельсина)- нигде нет закрашенных пылинок   
Фурнитура не отваливается, без следов повреждения:- ручки дверей- пластиковые накладки- антенны   
Не видно искривлений кузовных элементов при осмотре с углов:- сзади правая сторона- сзади левая сторона- спереди правая сторона- спереди левая сторона   
Фары (спереди): - одинаковые справа и слева   
- без явно незаводской маркировки (главное, без иероглифов)- не слишком новые- без трещин и сколов   
Фонари (сзади):- одинаковые справа и слева- без явной незаводской маркировки- не слишком новые- без трещин и сколов   
Стекла:- без трещин и сколов- маркировка с годом выпуска на всех стеклах одинаковая- производитель на всех стеклах одинаковый   
Колеса:- стоят ровно анфас, при осмотре спереди и сзади- стоят ровно в арке в профиль, при осмотре с боков- не сильно изношены, без пузырей- износ протектора на всех колесах ровный с правого и левого края- диски - заводского размера   
VIN:- присутствует в тех местах, где должен быть- легко читается- не сгнил- цифры и буквы ровные- краска не отличается по оттенку