Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

На твердом и газовом топливе для автомобиля




Не только нефть и ее продукты, но и природные и промышленные газы, сланцы, каменный уголь, торф и дерево могут служить топливом для автомобильного двигателя.

Из сланцев и угля добывают искусственный бензин. В Германии, например, не имеющей собственных нефтяных месторождений, синтетический (искусственный) бензин используется весьма успешно. В планах развития народного хозяйства СССР также предусмотрено строительство предприятий по производству синтетического бензина.

Природными и промышленными газами наполняют под давлением баллоны или сжижают эти газы. Баллоны размещают под кузовом автомобиля и соединяют трубкой с системой питания двигателя. В связи с широкой газификацией наших городов и промышленных предприятий газы для автомобильных двигателей стали доступными, и начат выпуск серийных газобаллонных автомобилей на Горьковском и Московском автозаводах. Уместно напомнить, что когда-то, в XIX веке, установка на автомобиль газового двигателя казалась неразрешимой проблемой, так как люди еще не научились тогда перевозить достаточное количество сильно сжатого или сжиженного газа в небольших баллонах.

Автомобиль ГАЗ-51 Б, например, снабжен установкой и приборами для питания двигателя сжатым до 200 атмосфер природным, нефтяным, коксовым или другим газом. Газобаллонная аппаратура, разработанная Горьковским автозаводом в содружестве с Научным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), состоит из пяти стальных баллонов для газа, расположенных под платформой; подогревателя газа, использующего тепло отработавших газов двигателя; редуктора, в котором давление поступающего из баллонов газа снижается до 1 атмосферы; карбюратора-смесителя, работающего на газе или на бен- ; зине.

Автомобиль расходует 24 кубометра газа на 100 километров, а баллоны вмещают 50 кубометров сжатого газа, — следовательно, автомобиль может пройти на одной заправке более 200 километров.

Особенно заманчивой является мысль об использовании в автомобилях твердого, тем более древесного или торфяного топлива. Оно есть почти повсюду, его не нужно возить издалека. А переработка его в газообразное состояние может быть произведена на самом автомобиле, стоит только установить газогенератор — прибор для газообразования — и некоторые вспомогательные устройства.

Газогенераторная установка состоит из собственно газогенератора (в котором происходит сжигание и сухая перегонка дерева или другого твердого топлива), очистителей, охладителя, вентилятора и смесителя. Сухая перегонка — это сжигание топ- * лива в закрытом сосуде; при этом из топлива выделяется горю- I чий газ. Газ проходит в очистителях через сложные лабиринты перегородок и сеток и освобождается от крупных иесгоревших j частиц. В смесителе происходит соединение газа с воздухом. Образуется горючая смесь, которая и поступает в цилиндры двигателя. Электрический вентилятор служит для розжига газо- j генератора, пока двигатель еще не начал работать, и создает тягу, необходимую для сгорания топлива в газогенераторе.

Правда, мощность газогенераторного двигателя ниже мощности двигателя, работающего на более калорийном, чем твердое топливо, бензине. За газогенераторной установкой требуется тщательный уход. Вес установки велик и несколько снижает грузоподъемность автомобиля.

Однако советские конструкторы создают все более совершенные газогенераторные установки, позволяющие заменить дорогой бензин деревом, углем, торфом.

Примером могут служить выпускавшиеся до 1956 года газогенераторные автомобили Уральского автозавода, которые работают на древесных чурках повышенной влажности, имеют облегченную на 90 килограммов по сравнению с прежней газогенераторную установку; обслуживание автомобиля и особенно зимняя его эксплуатация облегчены и упрощены. Срок службы газогенератора увеличен вдвое, а время его обслуживания сокращено в пять-шесть раз.