Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Скорость автомобиля. 150... 300... 600 километров в час




Если пробег или прохождение участков полигона — это всестороннее испытание автомобиля, то замер наибольшей скорости— лишь один из многочисленных эпизодов испытания. Наибольшая скорость — важное качество автомобиля, но не главное. Для повседневного пользования автомобилем гораздо важней, например, расход топлива, спокойствие хода, быстрый разгон после остановки, поворотливость.

Есть, однако, и такие автомобили, для которых скорость — самое главное. Это гоночные и рекордные машины.

В начале нашего века гонки не только способствовали развитию автомобильной техники, но и были одной из основных областей применений автомобиля. Тогда автомобиль рассматривали как диковинный аппарат для езды с большой скоростью, как своеобразную небезопасную спортивную игрушку. Вместе с тем именно на гоночных автомобилях были опробованы и признаны обязательными двигатель внутреннего сгорания, пневматические шины, высокопрочные материалы, карданная передача; позднее — независимая подвеска передних колес, обтекаемые кузова и многое другое.

Теперь для совершенствования автомобилей используются, как мы уже знаем, разные средства. Но скоростные автомобильные соревнования по-прежнему играют в этом деле важную роль. Одновременно — это увлекательный вид спорта, выковывающий решительных, смелых, ловких людей.

На большой скорости детали автомобиля испытывают огромные нагрузки. Это и позволяет выяснить, какие материалы, какие конструктивные решения наиболее целесообразны и надежны, чтобы впоследствии, быть может в измененном виде, применить их на обычных автомобилях. После гонок сравнивают результаты заездов и делают выводы о том, какие усовершенствования позволили тому или иному автомобилю развить большую скорость, израсходовать меньше горючего. Значит, над этими усовершенствованиями следует работать дальше, чтобы перенести их на обычные, не спортивные автомобили.

Вот пример: у обычных автомобилей на 1 литр рабочего объема двигателя приходится около 25—50 лошадиных сил мощности, а у спортивных и гоночных автомобилей — вдвое-вчетверо больше. Это достигнуто путем улучшения системы подачи горючей смеси в цилиндры двигателя и системы зажигания смеси, повышением числа оборотов и другими мерами.

Насколько велики еще возможности двигателей, показал советский рекордный автомобиль «Звезда», у которого на 1 литр рабочего объема двигателя приходится мощность почти в 200 лошадиных сил!

Но на гоночных автомобилях все усовершенствования делаются без учета требований долговечности, простоты конструкции: ведь гоночные и рекордные автомобили строятся в небольших количествах и рассчитаны на сравнительно короткий пробег и достижение огромных скоростей. Абсолютный рекорд скорости, установленный на английском автомобиле «Не- пир», — 634 километра в час. Для движения с такой скоростью непригодны современные дороги: рекорд установлен на исключительно ровном дне высохшего соленого озера. И машина «Непир» так же не похожа на автомобиль, как дно соленого озера — на автомобильное шоссе. Она скорее напоминает самолет. У нее два авиационных двигателя общей мощностью почти 3 тысячи лошадиных сил!

Такая машина имеет, в основном, чисто рекордное и рекламное назначение. Если рекорд побит, газеты и журналы в течение нескольких недель будут полны рекламами самых разнообразных предметов — от поршней двигателя и шин до подтяжек и запонок рекордсмена — с обязательным изображением автомобиля-снаряда в профиль, спереди, сзади, сверху, в три четверти спереди, в три четверти сзади.

Гораздо большую роль в развитии автомобильной техники играют рекордные и гоночные машины с умеренным рабочим объемом двигателя.

В послевоенные годы советские автоспортсмены добились немалых успехов. Главное внимание конструкторы гоночных автомобилей уделили машинам самых малых классов — с объемом двигателя от 250 до 500 кубических сантиметров. Именно эти машины представляют наибольший практический интерес. Их скорости в два-три раза превосходят скорости обычных автомобилей, но для достижения этих скоростей необходимо выжать из крохотного двигателя огромную мощность, а машину облегчить до предела и одеть ее в обтекаемый кожух, усилить все детали ходовой части: оси, колеса, шины, руль, тормоза.

На автомобилях этого класса — «Звезда-НАМИ» и «Харь- ков-Л» — достигнуты на разных дистанциях скорости от 215 до 231 километра в час, что превышает мировое достижение немецкого гонщика Оппеля для машин этого класса, равное 213 километрам в час.

Высоких скоростей достигли советские гонщики и на машинах с двигателями рабочего объема 1,2 и 2,5 литра. Построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей машина МЗМА-2, в которой были использованы механизмы автомобиля «Москвич», прошла 500 километров со скоростью 159, 100 километров со скоростью 196 и 50 километров со скоростью 198 километров в час. Еще большие скорости показаны харьковскими гоночными автомобилями «Авангард» и «Харьков-6». Эти машины сконструированы с использованием механизмов автомобилей ГАЗ. Так, автомобиль «Харьков-6» прошел 10 километров со скоростью 270 километров в час (мировой рекорд на дистанцию 10 километров для машин этого класса — 225 километров в час).



Отличительные особенности отечественных рекордно-гоночных автомобилей — расположение двигателя позади сиденья водителя, независимая подвеска колес, легкая трубчатая рама, закрывающий колеса обтекаемый кузов и уменьшенный диаметр колес, позволяющий выполнить машину очень низкой. Вес автомобиля «Харьков-Л» всего 320 килограммов, другие отечественные рекордные автомобили также значительно легче обычных серийных машин.

Заезды на скорость производятся на прямых, ровных участках шоссе, несколько раз по ветру и против ветра. На время заезда движение других машин по шоссе прекращается.

Рекордные заезды проходят обычно следующим образом. На шоссе выкатывают опытный автомобиль. Инженеры проверяют давление в шинах, надежность соединений рулевой системы, тормозов, педалей и рычагов управления, заправку машины бензином, маслом и водой. Подписывается акт о готовности автомобиля к заезду.

Для снижения веса рекордную машину не снабжают освещением, стартером. Поэтому механики толкают легкую машину, она катится несколько метров, затем раздается звонкий стрекот двигателя, машина ускоряет бег, звук двигателя становится все выше и выше. Серебряная рыба скользит по шоссе, пока не сливается с его серой лентой вдали.

Эта лента стремительно бежит под колеса. Заезд длится считанные минуты, а то и полминуты, по водителю он кажется очень длительным. Поперечные швы бетона один за другим ныряют под обтекаемый нос кузова. Даль шоссе покрыта маревом испарений. Шум двигателя почти не слышен, его перекрывает свист воздуха, срывающегося с краев плексигласового козырька. Машина ровно дрожит, и кажется, что вот-вот она оторвется от шоссе и взлетит. Какие-то неведомые силы пытаются то сдвинуть ее вбок, то опрокинуть, то прижать к дороге. Мелькает клетчатый флаг секундометриста на выходе к мерному участку. Секундная стрелка медленно ползет по циферблату.

Водитель знает: машина выдержит. Нужно только не выпускать ее из рук и выжимать из нее все ее силы.

Вот и конец мерного участка. Взмах флага. Это самый ответственный момент. Если резко отпустить педаль, сбросить подачу газа, можно потерять власть над машиной, и легкий автомобиль может опрокинуться.

Другой не менее интересный и важный вид скоростных соревнований — гонки на серийных, незначительно переоборудованных для этой цели автомобилях (так называемых спортивных и дорожногоночных) разных классов. В СССР наибольшей популярностью пользуется Минская кольцевая гонка. Ее трасса пролегает и по автостраде, и по холмистому узкому шоссе, и имеет несколько сот поворотов, иногда очень крутых. Старт дается нескольким машинам сразу. Гонщики должны пройти около 500 километров. Средняя скорость на этой трудной трассе составляет свыше 150 километров в час, а на отдельных участках приближается к 200 километрам в час. Неудивительно, что на финиш приходят далеко не все, кто стартовал в этой гонке. Плохо подготовленные машины не выдерживают напряженного режима соревнования, бывает — сдают и гонщики. Не обходится и без драматических моментов: неудачный поворот руля на крутом вираже — и машина оказывается за пределами дороги. Чтобы предотвратить увечья, гонщики надевают плотные кожаные комбинезоны, стальные шлемы с резиновым опоясывающим кольцом, а на всех поворотах вдоль дороги устанавливаются ограждения из старых шин.

Появились опытные автомобили с газотурбинными двигателями, мощными, долговечными и надежными.

С напряженным вниманием наблюдают за гонкой или рекордным заездом конструкторы автомобилей. Затаив дыхание следят они за каждым рывком машины, проверяют скорость по своим секундомерам. Для них гоночный автомобиль — это наглядное пособие по увеличению скорости и устойчивости, по облегчению машины,' важное дополнение к исследованиям ученых и к собственному, годами накопленному опыту.

Мысли их уносятся к новому «обычному» автомобилю, который будет, возможно, таким же легким и быстроходным, как этот опытный. Но он будет к тому же вместительным, удобным, экономичным, поворотливым, более устойчивым, долговечным.