Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Необычный пробег для автомобиля




Не часто удается сравнить однотипные автомобили разных периодов развития, как это случилось у ворот НАМИ в момент выезда пионерского лагеря. Да и в этом случае можно было сравнить только внешний вид и размеры машин. А как сопоставить быстроходность, экономичность по расходу топлива и другие качества?

Когда испытывают новый автомобиль, вместе с ним для сравнения в пробегах принимает участие и предыдущая модель, которая должна уступить место новой. Но нам этого мало, чтобы наглядно представить себе направление развития техники. Для этого потребовался бы пробег многих автомобилей, старых и новых. Такой пробег мы и «проведем» сами здесь, на страницах книги. Вызовем на старт, для примера, легковые автомобили, выпущенные в разные годы Горьковским автозаводом, и грузовики Московского автозавода имени Лихачева.

Машины па старте с полной нагрузкой и с сотней литров топлива в баке и в запасных бидонах. Взмах флага — легковые автомобили пускаются в путь. Допустим, что они не встречают в пути никаких препятствий, что дорога повсюду ровная и можно развивать постоянную, достаточно большую скорость. При этом условии к моменту, когда у каждого автомобиля израсходован весь запас топлива, расположение машин на дороге будет представлять живую диаграмму их экономичности.

Расходуя примерно 15 литров топлива на 100 километров, автомобиль ЗИМ модели 1950 года прошел около 650 километров пути. Соответственные величины для автомобиля ГАЗ-А (1931 г.) и «Победы» (1946 г.) составили 11 литров и 900 километров, для (1936 г.) — 13 литров и 770 километров, для «Волги» (1957 г.) — 10 литров и 1 000 километров.

Значит ли это, что старенький «газик» немногим уступает современным «Победе» и «Волге» по экономичности? Не совсем так. Нельзя, во-первых, пренебречь вместительностью автомобилей: если предоставить пассажирам более или менее одинаковое пространство кузова, без тесноты, в «газике» разместятся 4 человека, в ЗИМе — 6, в остальных автомобилях — по 5. Выходит, что па перевозку одного пассажира на 100 километров ГЛЗ-А расходует 2,75 литра топлива, М-1 — 2,6 литра, «Победа» — 2,2 литра, ЗИМ — 2,5 литра, «Волга» — 2 литра. Во-вторых, нужно учесть скорость автомобилей. Чтобы двигаться с высокой средней скоростью, автомобили должны на свободных прямых участках дороги быстро брать разгон и развивать максимальную скорость. Новые автомобили развивают значительно большую скорость, чем прежние. Для приемистости автомобиля, его способности брать разгон показательно отношение мощности двигателя к его полному (с нагрузкой) весу: чем выше это отношение, тем «резвее» автомобиль. Этот показатель у «Волги» и ЗИМа на 20—30 процентов выше, чем у прежних автомобилей. При этом новые машины обеспечивают пассажирам удобства, которых не мог дать «газик».

Показатели комфортабельности не поддаются обычным подсчетам, но водители и пассажиры легковых автомобилей чувствуют их на себе. Шоферы открытого «газика» смертельно уставали от тряски, ветра, неудобного положения и шума. Дорожная пыль покрывала их толстым слоем. Пассажиры «эмки» были-спасены от пыли, но насчет тряски и шума дело обстояло немногим лучше, чем в «газике». И только из обтекаемых кузовов «Победы», ЗИМа и «Волги» высаживались улыбающиеся пассажиры, которые уверяли, что они спали в пути и что их совсем не укачало. Ко всему сказанному надо добавить, что водители «газика» и «эмки» потратили немало сил, чтобы все время держать автомобиль «по курсу», а водители «Победы», ЗИМа и особенно «Волги» сообщили, что они и не заметили, как сидели за рулем.



Попытаемся изобразить данные пробега и подсчеты на диаграммах.

О чем они говорят?

Автомобили М-1 и «Победа» имеют примерно одинаковые вес и мощность двигателей. Но кузову «Победы» придана хорошо обтекаемая форма с уменьшенной лобовой площадью. Это дало машине лишние 20 километров скорости в час. У «Волги» мощность двигателя больше, соответственно увеличилась и скорость.

Кроме того, расход топлива у «Победы» меньше по сравнению с М-1, так как двигатель «Победы» более совершенен. Его рабочий объем цилиндров в полтора раза меньше рабочего объема цилиндров «эмовского» двигателя, а это приводит к тому, что на каждый литр объема приходится большая мощность (литровая мощность). У «Волги» эта мощность еще большая. Конструкторы добились в новых автомобилях не только увеличения скорости, но еще и выиграли на расходе топлива.

Л в чем секрет комфортабельности современного автомобиля? Трудно учесть все факторы, от которых она зависит. Остановимся хотя бы па самых главных. Благодаря перемещению двигателя вперед и правильному использованию пространства автомобиля кузов «Волги» на 20 процентов вместительнее кузова М-1. Рессоры «Волги» более мягкие, центр тяжести расположен низко, и пассажиры находятся между осями, как в люльке, в то время как у М-1 заднее сиденье возвышается над задней осыо. Подушки сидений в новом кузове эластичные. Форма кузова препятствует проникновению пыли в зазоры окон и дверей, способствует улучшению вентиляции, предотвращает свист ветра на большой скорости.

Работа водителя все упрощается. У ЗИМа и «Волги», например, водитель может в иных условиях вовсе не пользоваться педалью сцепления и рычагом передач.

Если мы нанесем все наши подсчеты на одну диаграмму, на горизонтальной оси которой отложим годы выпуска, а на вертикальной — изменение показателей автомобиля в процентах, мы увидим направления развития автомобиля.

Теперь пустим в пробег грузовые автомобили. Расход топлива на 100 километров пути в объемном выражении примерно одинаков у всех советских грузовых автомобилей — старых и новых. ЗИЛ-164 опередил другие автомобили только на 25 километров.

Но посмотрим, какую работу совершает каждый грузовой автомобиль. Довоенный ЗИС-5 перевозит в два раза больше груза, чем старенький АМО-Ф-15, а новые автомобили — почти втрое больше. Если мы помножим число километров пробега на число перевезенных тонн груза, то получим разительные цифры работы автомобилей.

ЗИС-5 производит вдвое большую работу, чем АМО, ЗИЛ-150 — в два с половиной раза большую, а ЗИЛ-164 почти в три раза большую. Перевозка одной тонны груза на один километр пути обходится на автомобиле ЗИЛ-164 в полтора раза дешевле, чем па ЗИС-5, и почти в четыре раза дешевле, чем на АМО-Ф-15! К тому же скорость каждого нового автомобиля выше, чем у предыдущего.

Вооружившись данными такого пробега, нетрудно, продлив линии графиков, представить себе, что автомобили ближайшего, а тем более далекого, будущего будут еще экономичнее, удобнее, быстроходнее, чем современные. Не пройдет и десятка лет, как «Волга» и ЗИЛ-164, несмотря на все их достоинства, будут казаться нам отсталыми и устаревшими. J

Однако если механически продлить линии развития отдельных показателей на наших диаграммах, чтобы определить характеристику автомобиля будущего, можно впасть в серьезные ошибки. Каждый показатель должен быть тщательно изучен, j