Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Маленькие автомобили с большим будущим




До сих пор речь шла об автомобилях «вообще» и главным образом малолитражных, среднего класса и более дорогих, рассчитанных на высокие скорости и изысканные удобства, оснащенных иной раз сложнейшими механизмами. Но скорость, сложные механизмы и удобства обходятся дорого. Продажная цена даже сравнительно дешевого малолитражного автомобиля равна примерно годовому заработку инженера или высококвалифицированного рабочего. Эти люди могут только за счет терпеливой экономии и упорного труда в течение ряда лег собрать средства на покупку автомобиля. Что же сказать о других, которых больше и которые зарабатывают меньше? А приобрести автомобиль хотят все.

И вот с повестки дня во многих странах не сходит и с каждым годом, с ростом числа и популярности автомобилей, становится все более острой проблема маленького, дешевого автомобиля. Сейчас эта проблема стоит и перед советской автомобильной промышленностью, перед нашими конструкторами. Возникает вопрос: почему эта проблема до сих пор не ре- ! шена, что в ней такого сложного?

Попробуем уменьшить, облегчить и упростить обычный малолитражный автомобиль до возможного предела. Мы сразу же столкнемся с серьезными трудностями. Даже превратив кузов в теснейшую четырехместную конуру, мы все-таки сократим его длину всего лишь на 200—300 миллиметров, а вес снизим килограммов на 100. Но для решения проблемы этого совершенно недостаточно!

Есть такая возможность — уменьшить вместимость кузова. Это позволит снизить вес автомобиля до 500 килограммов, применить сравнительно слабый двигатель мотоциклетного типа и обеспечить автомобилями широкие круги населения, которые удовлетворяются двумя, самое большее — тремя местами в кузове. Такие машины называют мотоколясками.

Но, жертвуя вместимостью, покупатели требуют, чтобы мотоколяска была совсем-совсем дешевой. Сохраняя обычную схему, получить такую машину невозможно. Поэтому конструкторы мотоколясок изобретают различные необыкновенные схемы машин.

Пытаются уменьшить число колес до трех. Ставят спереди одно управляемое колесо. Двигатель помещают сзади или применяют мотоциклетный силовой агрегат вместе с единственным ведущим колесом, а спереди—два управляемых. Но мы уже знаем, что трехколесная коляска относительно неустойчива, тихоходна и, кроме того, с трудом передвигается по плохим дорогам, так как имеет три колеи. В этом советские конструкторы убедились на опыте испытаний и эксплуатации колясок Серпуховского мотоциклетного завода, выпускавшихся в течение ряда лет с единственным передним колесом. В конце концов пришлось снабдить серпуховскую мотоколяску четырьмя колесами.

Несомненно, удачным решением мотоколяски является уже описанная конструкция итальянской машины «Изетта». Недаром выпуск подобных машин налажен в ряде стран. Показатели их выдающиеся: вес с заправкой — не более 350 килограммов, длина — не более 2,5 метра, расход топлива—4—5 литров на 100 километров, наибольшая скорость — до 80 километров в час, цена — вдвое меньше, чем для малолитражных автомобилей.

Для мотоколясок, кроме мотоциклетного силового агрегата с воздушным охлаждением, типичны маленькие колеса с шинами низкого давления.

Все же мотоколяска — неполноценный автомобиль. Мало кого устраивает, даже и при малой продажной цене, наличие всего лишь двух мест в кузове, отсутствие багажника, неказистый вид машины, ее хрупкость.

Конструкторы стремятся сделать дешевым и четырехместный «полноценный» автомобиль. Технические требования к такой машине в нашей стране вытекают из желаний ее будущих потребителей — самих конструкторов, колхозников, рабочих, учителей, врачей, спортсменов. Эти требования примерно укладываются в придуманную конструкторами формулу: «5X5» — то есть 5 мест, вес 500 килограммов, рабочий объем двигателя — 500 кубических сантиметров, расход топлива — 5 литров на 100 километров пути, запас хода — 500 километров. Эти пятерки следует считать приблизительными величинами, но конструкторы добиваются их. К пятеркам надо добавить: скорость — не менее 80 километров в час; способность преодолевать плохие дороги, простоту устройства и управления; привлекательный, современный, «обтекаемый» внешний вид; удобную посадку водителя и пассажиров; удобные вход и выход; хорошую видимость пути; достаточную надежность.

На первый взгляд такая машина кажется неосуществимой. Однако в этой области уже имеются достижения. Конструкторы вносят «поправки к стабильному учебнику», отходят от привычных схем механизмов и машины в целом. Уже создан ряд конструкций микроавтомобилей, и во многих странах начат их выпуск.

Прежде всего конструкторы упрощают и облегчают механизмы. Двигатель (нередко двухцилиндровый, с воздушным охлаждением) и коробку передач собирают в один блок с главной передачей. Этот силовой агрегат устанавливают спереди или, чаще, сзади автомобиля, применяют независимую подвеску всех колес, небольшие колеса, руль реечного типа. Кузов, как правило, несущий.



Конструкторы микроавтомобилей задали себе вопрос: необходимы ли в кузове маленького автомобиля четыре двери, четыре опускающиеся окна и многие другие детали оборудования?

Действительно, так ли необходимы, например, двери в заднем отделении кузова и особенно левая задняя дверь, проем которой ослабляет корпус кузова, а усиление рамы проема утяжеляет его? Этой дверью пользуются ведь очень редко, а в последнее время Госавтоипспекция и вовсе (и вполне справедливо) запрещает открывать эту дверь па улицах и магистральных дорогах, чтобы пассажиры не выходили па проезжую ее часть. Также редко открываются все четыре окна в кузове. Утверждают, что автомобилю необходим багажник с доступом к нему снаружи, и делают крепкую крышку с тяжелыми замками и петлями; не правильней ли устроить багажное помещение внутри кузова, но обеспечить удобный доступ к нему?

Разумные ответы на эти вопросы приводят к устранению из конструкции кузова микроавтомобиля всего, что не является обязательным для нормальной работы машины, для удобства водителя и пассажиров. Однако при этом приходится пересматривать и остающиеся части кузова.

В кузовах западноевропейских микроавтомобилей обычно две двери, но они достаточно широки, чтобы можно было, откинув спинку переднего сиденья, добраться и до заднего. Вместо опускных окон применяют раздвижные и поворотные. Правда, бывают случаи, когда упрощение кузова очень портит его внешность. Примером такого упрощения может служить французский автомобиль «Ситроен».

В конструкции советского опытного микроавтомобиля «Белка» и западногерманского БМВ применена одна правая, задняя дверь. Чтобы вход в кузов был удобным и для пассажира, занимающего место слева, чтобы он не сгибался в три погибели (как он это делает при входе в современный малолитражный

Создаются микроавтомобили—ав- . томобили для всех. Конструкторы отказались от трехколесной схемы для этих машин, но стремятся сделать их дешевыми и легкими за счет применения упрощенной конструкции и оригинальной схемы кузовов, двигателей воздушного охлаждения, малых колес.

Вверху — трех- и четырехколесные сер- г ловские мотоколяски, на среднем ри- :унке — автомобили «Белка» и «Цюндапп- гнус», внизу — массовые микроавтомобили Ситроен» и «Фиат».

Растет грузоподъемность автомобилей. На магистральных перевозках применяются большегрузные автомобили с прицепами и полуприцепами. Для увеличения размеров платформы кабину грузового автомобиля смещают вперед и устанавливают над двигателем.

Проем двери занимает часть крыши, а по контуру проема сделано особое уплотнение и сточный желоб, которые устраняют затекание дождевой воды в кузов. Опускное окно в заднем отделении кузова устроено только слева, а справа, в двери, оно глухое. Багажник находится непосредственно за спинкой заднего сиденья; наклонив спинку, можно загружать и разгружать багажник через дверь. Запасное колесо и сумка с инструментом убраны в*помещение за передней стенкой кузова.

Такими приемами на микроавтомобиле можно устранить усилители одного или двух дверных проемов, петли, замки, ограничители хода, направляющие шипы одной или двух дверей, часть направляющих желобков, механизмов подъема окон, крышку багажника с замком, петлями и подпоркой, кронштейн запасного колеса и некоторые другие детали. Причем кузов от этого приобретает дополнительную прочность и «теряет в весе» добрых 40—50 килограммов.

Радикальное уменьшение габаритов и веса микроавтомобиля при просторном кузове достигается вагонной компоновкой, как это сделано, в частности, и в конструкции «Белки». У итальянского вагонного микроавтомобиля «Фиат-Мультипла» на одного пассажира приходится всего 120 килограммов веса (число мест — 6), у западногерманского «Цюндапп» — 100 килограммов вместо 170—240 килограммов у обычных малолитражных автомобилей. «Цюндапп» интересен тем, что у него сиденья поставлены «спинка к спинке», двигатель расположен под сиденьями, а двери — в передней и задней стенках кузова. Такая компоновка делает машину короче и упрощает конструкцию кузова, хотя и лишает заднее сиденье привычных удобств.

Одна из серьезнейших задач, стоящих перед конструкторами микроавтомобиля, — повышение его проходимости по плохим дорогам. Испытания существующих машин показывают, что и эту задачу в большой мере удается решить.

Даже при небольшом дорожном просвете микролитражный автомобиль благодаря короткой базе преодолевает очень выпуклые бугры, а сравнительно короткие «нос» и «хвост» машины не допускают задевания земли передним или задним буферами при выезде на подъем или при переходе от спуска к горизонтальной дороге. При 20—25-сильном двигателе легкая машина уверенно взбирается на крутые подъемы.

На каждое колесо приходится около 200 килограммов веса машины, удельное давление от колеса на грунт не превышает 1,5 килограмма на квадратный сантиметр. Если, несмотря на это, машина все-таки увязнет, два человека без особых усилий могут вытолкнуть ее руками, а пять-шесть человек поднять ее над дорогой. Микроавтомобиль может совершать полный поворот без применения заднего хода на площадке диаметром 7—9 метров. Такая маневренность выручает иной раз, когда дорожное препятствие нельзя взять «в лоб», но можно объехать, лавируя между деревьями и кустами.

Таким образом, микроавтомобиль может быть вполне работоспособной машиной, а по некоторым показателям, не считая экономии, превосходить большие автомобили.

Конструкторы трудятся над совершенствованием микроавтомобилей — они добиваются надежной, безотказной работы, удобств и красивой формы этих маленьких машин, которым принадлежит большое будущее.