Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

В автомобильном конструкторском бюро




Итак, десятки автомобилей пробежали дистанции гонок, на счетчиках машин — участниц пробегов появились пятизначные числа пройденных километров, в отчетах лабораторий собраны данные о работе различных механизмов и деталей. Большой багаж, ценнейший материал для конструктора! Теперь можно приступить к проектированию новой машины.

С чего начать? Как и во всяком деле, нужно прежде всего в общих чертах представить себе замысел нового творения, нового автомобиля. Он складывается в основном из двух составных частей — из возможностей, подсказанных конструктору материалами исследований и испытаний, и из требований, которые предъявляются к будущему автомобилю. Если это будет автомобиль высшего класса, главное для него — удобства, высокая скорость, красивый внешний вид; если это маленький массовый автомобиль, главное для него — простота конструкции, малый расход горючего.

Но во всех случаях конструктор, исходя из тех возможностей, которые дает ему проведенная подготовительная работа, старается превзойти показатели существующих автомобилей каждого данного типа. Советский народ предъявляет к автомобилям все более высокие требования. И получается так, что новые «дешевые» или «малые» автомобили постепенно приобретают качества, которые еще недавно были присущи «дорогим», «большим» машинам. Взять хотя бы малолитражный «Москвич»: двигатель у него почти в три раза меньше по объему, чем у «газика», считавшегося когда-то автомобилем среднего класса. А ходовые качества обеих машин почти одинаковые. При этом «Москвич» имеет красивый закрытый кузов с багажником, мягкие рессоры, удобный рычаг переключения передач под рулевым колесом и расходует на 20 процентов меньше горючего, чем «газик».

В новой проектируемой машине конструктор предусматривает еще один шаг вперед в развитии техники.

Допустим, что размеры двигателя можно уменьшить вдвое. Он станет меньше, легче. Значит, можно подвинуть его в самый передний конец автомобиля или установить сзади. Если при этом сохранить прежними наружные размеры машины, кузов станет более просторным, а если не будет нужды в расширении внутреннего пространства, сделать кузов более обтекаемым. Но...

Но в автомобиле, как и во всякой машине, нельзя изменить одну часть без оглядки на другие. Оказывается, сокращение размеров двигателя еще не обеспечивает возможности передвинуть переднюю стенку кузова. На пути встают колеса автомобиля. Нужно уменьшить и их размеры, иначе водителю и его соседу негде будет разместить ноги. К счастью для конструктора, все части автомобиля, развиваясь совместно с другими, постепенно изменяются, как правило, по вполне определенным законам, уже немного знакомым нам. Эти законы действительны и для колес, и для двигателя, и для кузова.

Конструкторы учитывают и то, что будущему автомобилю предстоит работать в иных, чем теперь, условиях — улучшатся дороги, ученые нефтяники изготовят новые сорта топлива, вырастут повсюду станции обслуживания.



И все же простой на первый взгляд замысел автомобиля вырастает в ряд сложнейших задач. Их решают сначала на бумаге — в чертежах, графиках и расчетах, — потом на моделях и опытных образцах.

Лишь очень условно можно назвать главного или ведущего конструктора конструктором того или иного автомобиля. Современный автомобиль — это плод работы огромного коллектива, в котором роли строго распределены. Тысячи деталей автомобиля требуют большого количества чертежей. Для выполнения всего проекта одному человеку понадобились бы многие годы. К тому же каждый механизм автомобиля имеет свои особенности и тонкости, и одному человеку не под силу знать их все в совершенстве. Главный конструктор заботится о том, чтобы все механизмы проектировались согласованно, чтобы все они соответствовали общему замыслу, чтобы конструкторы узлов и механизмов ие отклонялись от общего уровня, намеченного для будущей машины в целом. А над отдельными узлами машины работают специалисты своего дела — «двига- телисты», «коробочники» (эти конструируют коробки передач), «мостовики» (их область — ведущий мост автомобиля), «под- весочники», «тормозники»... Специализация идет и дальше. Существуют среди конструкторов «короли» только зубчатых колес, только подшипников, только неметаллических деталей, другие заняты только расчетами, только изделиями смежных производств, только составлением спецификаций, только вычерчиванием общих видов. Не подумайте, что это «узкие» специалисты, не знающие ничего, кроме своей части работы (впрочем, бывают и такие). Конечно, в своей области они чувствуют себя как рыба в воде. Но чтобы правильно Еыбрать какой-нибудь подшипник силовой передачи, нужно хорошо представлять себе всю ее схему (а значит, и схему всего автомобиля), действующие силы и приложенные нагрузки, предполагаемые условия работы автомобиля: заданный срок службы, характер преодолеваемых им дорог, требования к обслуживанию. Чтобы составить спецификацию изделий смежных производств, нужно знать сотни технических условий на различные материалы, быть в курсе, где и какие изделия можно заказать, представлять себе, как будет работать новая резиновая или пластмассовая деталь, предусмотренная в конструкции будущего автомобиля.

В просторном светлом зале конструкторского бюро рядами стоят вертикальные доски с голенастыми чертежными приборами. Над каждой доской — лампа дневного света, около доски — стол, заваленный чертежами, справочниками, каталогами.

В каждом таком уголке конструкторского бюро, ограниченном двумя досками, столом и проходом между рядами, рождаются механизмы и детали будущего автомобиля. Растут горы папок со сложными, точнейшими расчетами. Они переделываются иногда десятки раз. Ведь работа конструктора — это разрешение противоречий.

Стоит увеличить мощность двигателя, не применив каких-то новых конструктивных решений, — увеличится расход топлива и вес двигателя. Значит, и рама автомобиЛя должна быть более мощной, тяжелой, и места для пассажиров остается меньше.

Мягкие шины низкого давления дают спокойствие хода: автомобиль плывет по неровной дороге, как челн. Но чем меньше давление в шинах, тем больше сопротивление дороги, тем меньше скорость.

Можно сделать автомобиль, который будет низким и устойчивым, но не пройдет по плохой дороге.

Конструктор находит «золотую середину», взвешивает, каким из качеств автомобиля можно пренебречь, а какое выдвинуть на первый план.

Вместе с конструкторами работают технологи. Они дают советы, как сделать деталь более удобной и дешевой в производстве, более технологичной. Иной раз остроумная конструкция отвергается — ее нельзя осуществить в массовом производстве.

Постепенно отсеиваются папки расчетов, все более определенно вырисовывается облик будущего автомобиля.

Все в нем стройно, закономерно.

И когда появляется на свет уже в металле образец новой машины, всякий член этого слаженного коллектива говорит себе: «Здесь есть и мой вклад. Может быть, незаметный, но не менее важный, чем сверкающие линии кузова, мощный двигатель или надежные шины».