Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Суровый экзамен. Испытание автомобиля




Автомобили добираются до города и разбегаются в разные стороны. Одним предстоит замер высшей скорости на прямом и ровном участке шоссе; другим — многочасовой пробег по дорогам настолько плохим, что их даже трудно назвать дорогами (эти дороги специально сохраняются в непригодном для нормальной езды состоянии); третьим — городские магистрали, бесчисленные повороты, остановки, троганья с места. На каждом автомобиле — опытный водитель, инженер-наблюдатель, иногда механики, фотографы, кинооператоры.

Присоединимся к бригаде испытателей.

Сидеть тесновато: в кузове установлена батарея приборов. Зубчатые колесики, центробежные устройства, рычаги, пружины, тросы, гидравлические и электрические датчики приводят в действие перья самописцев. На бумажных лентах и на картонных дисках с напечатанной сеткой самописцы отмечают все, даже самые незначительные, события пробега: сколько раз останавливался и вновь трогался с места автомобиль, как менялась его скорость, сколько раз были переключены передачи, на какой передаче происходило движение!

На сиденье кузова — небольшой ящик акселерографа. Этот прибор определяет спокойствие хода автомобиля: устанавливает, какие колебания испытывает подушка сиденья, когда машина катится по асфальту, тряскому булыжнику, проселку. Результаты таких наблюдений помогут подобрать нужную жесткость рессор, пружины подушек сиденья.

Особый прибор, отмечающий изменения скорости, смонтирован на «пятом колесе», которое подвешено к буферу автомобиля. «Пятое колесо», легкое и всегда прижатое к дороге сильной пружиной, никогда не проскальзывает, как это часто бывает с колесами автомобиля, при торможении, на поворотах, при трогании с места. Оно аккуратно наматывает на себя бесконечную нитку пройденных километров.

Если вы попали в автомобиль, направляющийся на бездорожье, готовьтесь ко всяким неудобствам.

Машина падает в ямы, кренится набок, взбирается по крутым склонам, медленно ползет по волнам глинистой жижи и глубокого песка, с грохотом перебирает ребра допотопных горбатых мостов, каких давно у нас уже не строят. На этой дороге кинематографисты снимают сцены из далекого прошлого царской

России, эпизоды со средневековыми каретами. Однако и в наше время может случиться, что автомобилю придется проходить по глинистому или песчаному грунту, по снегу, вброд. Испытатели обязаны узнать, на что способен автомобиль. Они замеряют глубину ям, грязи, песка, брода, снега; фотографируют следы шин на дороге, записывают углы подъемов, которые преодолел или не смог преодолеть автомобиль.



В то время как одни машины карабкаются по ухабам девственного «бездорожного кольца», другие достигают участка шоссе, который считается самым ровным и прямым. На нем определяют наивысшую скорость автомобиля. Тут же несколько автомобилей непрерывно Совершают заезды в обе стороны, то медленно, то быстро. Это замеряется расход топлива на разных скоростях.

А вот инженеры наклеивают на гладкую поверхность кузова кончики длинных легких шелковых лент. Автомобиль трогается, и ленты оживают; одни прилегают к поверхности кузова, другие извиваются, вздрагивают в потоках воздуха. Рядом с испытываемым автомобилем мчится второй, из которого глаза наблюдателей и киноаппарат следят за поведением лент. Так исследуется направление потоков воздуха, обтекающих автомобиль.

В последние годы движение на дорогах общего пользования возросло, и это препятствует проведению испытаний; да и по своему профилю эти дороги не всегда подходящие. Поэтому во всех странах, выпускающих автомобили, создаются автомобильные полигоны. Это большие участки земли, площадью до 50 квадратных километров, на территории которых устроены идеально прямые и ровные дороги со всевозможными покрытиями, скоростные кольцевые дороги, отрезки булыжных и щебеночных шоссе, песчаные и глинистые проселки, подъемы под различными углами, броды, «ванны», искусственные препятствия. Все дороги на полигоне имеют бетонное основание, даже проселки. Это сделано для того, чтобы профиль дороги не изменялся. Есть на полигоне площадки для различных опытов, есть, например, и такие устройства, как пылевая камера; это — длинный сарай с большими воротами в торцовых стенках, пол которого устлан толстым слоем мельчайшей пыли. Автомобиль въезжает в одни торцовые ворота, преодолевает несколько десятков метров «пыльной дороги», выезжает из сарая, делает круг и повторяет заезд. Не нужно ехать в пустыню, чтобы испытать действие пыли на стенки цилиндров, на систему вентиляции кузова!

Протоколы испытаний снова направляют в лаборатории. Теперь ученые могут проверить, насколько оправдались в дорожных условиях результаты их исследований, насколько экономичны созданные ими двигатели, безотказно ли действуют новые конструкции трансмиссий, удачно ли выбрана форма кузова, правильно ли рассчитана жесткость (точнее сказать — мягкость) рессор и подушек сидений. Если расчеты оправдались, можно дать новой конструкции «путевку в жизнь»: направить отчет об ее разработке и испытаниях на заводы.

Отчет научного института — это совет заводам: как надо улучшать тот или иной механизм автомобиля, как надо компоновать новую машину.

Однако у конструкторов есть и другие источники для оценки качества существующих автомобилей и для определения характеристики автомобилей ближайшего будущего. Наиболее важные из них, пе считая материалов, получаемых от потребителей, — это результаты так называемых «больших» пробегов и заезды скоростных и гоночных автомобилей.