Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Чудесные машины




Прежде всего, где размещены механизмы, двигатель? Создается впечатление, что их нет вовсе. Чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно обратить внимание на некоторые внешние черты автомобиля. Если буфер, который его опоясывает, резиновый — источник энергии на машине есть; если буфер металлический — источника энергии нет. Какая же может быть связь между буфером и двигателем? А вот какая. Металлическое кольцо вокруг автомобиля — это не только буфер, но и антенна, третья антенна автомобиля (первые две предназначены для радиоприемника-телевизора и для локатора). Буфер-антенна принимает ток высокой частоты, передаваемый на расстояние, и питает этим током электромоторы на колесах. Было время, когда высокочастотные автомобили передвигались только там, где были проложены ВЧ-магистрали и не могли удаляться от них больше чем на десяток метров. Но это время отошло в прошлое. Теперь повсюду установлены передающие силовые станции. Можно ехать на высокочастотном автомобиле на прогулку, в лес — силовые радиоволны дойдут до вас, где бы вы ни были.

Автомобиль осмотрщика — высокочастотный. А на нашем — буфер резиновый. Это значит, что <на машине установлен двигатель внутреннего сгорания. Он еще не сдан в архив. Правда, от прежнего он отличается как небо от земли. Это турбинка величиной с телефонный аппарат, которая питается дешевыми сортами нефтяного топлива.

Достоинства турбины по сравнению с поршневым двигателем внутреннего сгорания известны давно. Но конструкторам и ученым пришлось немало потрудиться, прежде чем был создан работоспособный, надежный и дешевый в производстве газотурбинный двигатель для массового автомобиля. Физики и химики добивались разработки правильного процесса сгорания нового топлива. Металлурги плавили сотни образцов сталей и сплавов, чтобы найти материал для лопаток и других деталей турбины, который выдерживал бы тысячеградусные температуры и огромные давления. Акустики боролись с визгом вращающихся частей. Конструкторы после многих исследований и опытов создали подшипники, пригодные для пятизначных чисел оборотов, уменьшили габариты вспомогательных приборов турбины.

Недостаточно было, однако, сконструировать газотурбинный двигатель. Обычная автомобильная силовая передача оказалась для него неподходящей. Да, кстати, ее и без того давно пора было упростить, сделать самоуправляемой. Конструкторы заменили ее насосом. Насос приводится в действие двигателем и подает жидкость к рабочим турбинам-моторам на колесах машины. Для управления автомобилем почти не нужно рычагов и педалей: вместо прежнего рычага передач и трех педалей — сцепления, газа и тормоза — требуется только одна педаль скорости, контролирующая обороты двигателя и поток жидкости в системе силовой передачи.

Таким образом, -схема автомобиля упростилась: двигатель (турбина и насос) — трубки от насоса к колесам — турбины на колесах. Газотурбинный двигатель можно ставить на машине где угодно — хоть на крышу кузова. И не только потому, что он мал и легок, но и потому, что он не имеет механической связи с колесами.

Как мы уже заметили, автомобиль будущего намного вместительнее современного при тех же наружных размерах. Для пассажиров отведена большая часть экипажа, а механизмы и оборудование размещены под полом, под сиденьями, сзади — в суживающемся, обтекаемом хвосте. Пассажирское помещение занимает наиболее широкую, переднюю часть кузова, машинное отделение — в задней части и багажник—за спинками задних сидений.

Казалось бы, простое решение. Почему же конструкторы ие пришли к нему раньше? Для этого нужно было преодолеть немало трудностей. Прежде всего применить колеса небольших размеров, чтобы кожухи над ними не ограничивали места в кузове.

Решение проблемы пришло не сразу. Повсеместно были улучшены дороги — и беспокойство о проходимости автомобиля перестало быть первостепенным. Были созданы новые виды высокопрочных шин, бескамерных и разделенных на отсеки, которые предотвращают угрозу выхода из строя шины при повреждении или проколе. Большие числа оборотов двигателя хорошо сочетаются с малым диаметром колес, новый тип силовой передачи (с турбинами в колесах) устраняет задний мост и прежние тормозные барабаны, нуждавшиеся в большой поверхности трения: торможение достигается не трением, а обратным нормальному движением жидкости в турбинах. На некоторых автомобилях применены дисковые и электрические тормоза. Было решено еще множество технических задач, которые на первый взгляд не имели прямого отношения собственно к колесу и тем более к компоновке всего автомобиля.



Были трудности и другого порядка. Многие считали каплеобразный автомобиль — без «капота» перед кузовом — чем-то уродливым. Но конструкторы и художники нашли новые красивые формы.

Гибкая и долговечная жидкостная связь между механизмами и колесами, впервые примененная для привода тормозов, распространилась не только на силовую передачу, но и на рулевое управление. Штурвал установлен на шарнирной опоре. Поворот штурвала передается колесам не через вал и тяги, а с помощью насоса и жидкости, проходящей по трубкам к особым цилиндрам, установленным па поворотных шкворнях колес. Если вы устали сидеть за рулем в одном положении, можете его переменить, одновременно передвинув или наклонив штурвал по вашему усмотрению.

Можно долго описывать замечательные механизмы и приборы будущего автомобиля: подшипники с воздушной смазкой, гибкие приводы из пластмассы, жидкостные и воздушные рессоры, автоматы, удаляющие неисправную машину с полотна дороги, — но для первого знакомства достаточно и сказанного.

Пока мы изучали машину, механик заправил ее бак топливом из цистерны, прицепленной к его служебному автомобилю; проверил с помощью переносных приборов действие автоматики и электрооборудования; справился по карте, находившейся в перчаточном ящике, о сроках смазки, смазал две или три точки и сделал свои пометки в карте.

Тем временем улица приобретает иной вид — появляются грузовики. Это электромобили почтового ведомства, уборочные машины, фургоны хлебозаводов и торговых организаций. Все типично городские машины работают на электрическом токе. Машины с двигателями внутреннего сгорания на улице сравнительно редки: они прибывают из колхозов и соехозов, из других городов. Но и они не похожи на те грузовики, к которым мы когда-то привыкли. Вот одна из них останавливается у магазина. Воспользуемся случаем — познакомимся и с грузовым автомобилем.

Все достижения техники, примененные в конструкции механизмов и кузова легкового автомобиля и только что описанные нами, применены и на этом грузовике: высокоэффективный газотурбинный двигатель, автоматическая силовая передача, поляризованное стекло, установка для искусственного климата в кабине водителя и многое другое. Прежняя точка зрения, согласно которой грузовик мог быть значительно более тихоходным и менее удобным в управлении, чем легковой автомобиль, потерпела поражение. Но усовершенствованы не только отдельные агрегаты, изменилась и схема грузового автомобиля в целом.

Схема грузовика середины XX века хотя и была существенно улучшена по сравнению с первоначальной, все же имела серьезные недостатки. Кузов для груза — платформа или фургон — занимал не более 60 процентов длины автомобиля; остальное было занято двигателем и кабиной. При полной нагрузке на задние колеса приходилось около двух третей всего веса автомобиля, и колеса необходимо было делать двухскатными, иначе шины оказались бы перегруженными или пришлось бы ставить на автомобиль тяжелые колеса с шинами огромных размеров. Когда же автомобиль шел без нагрузки, задние колеса были недогружены, сцепной вес был недостаточен, проходимость автомобиля ухудшалась — передние колеса зарывались в грунт. В автомобиле, который стоит перед нами, все устроено по-другому. Уменьшившийся в размерах и весе двигатель установлен в задней части машины, под полом кузова; кабина сдвинута вперед; сиденья помещены над колесами; кузов для груза занимает почти всю длину автомобиля, и вес полезной нагрузки падает не только на задние, но в значительной мере и на передние колеса. В этих условиях можно применить односкатные колеса умеренного диаметра как спереди, так и сзади, сократить расстояние между ними. Автомобиль становится более компактным, легким, поворотливым. Хотя дороги теперь повсюду хороши, все же проходимость, особенно для колхозных автомобилей, должна быть достаточно высокой; при односкатных колесах с равномерно распределенной нагрузкой эта цель успешно достигается. Способствует проходимости и гидравлический привод от двигателя па все колеса. С выносом кабины вперед дорога перед водителем лежит как на ладони.

Высокая скорость грузовых автомобилей потребовала и обтекаемой формы кузова. Под машиной сделано гладкое днище, на закрытом кузове пет выступающих деталей.

Сотни таких машин бегут по ночной улице.