Выбор и покупка автомобиля
советы и рекомендации


 
Выбор автомобилей в России
Какой автомобиль нужен вам
Цены и дополнительные расходы
Надежность, долговечность, ремонтопригодность
Индивидуальные предпочтения
Имидж и престиж
Как читать тех. характеристику
Отечественный или зарубежный?
Автомобиль из Америки
Сколько стоит ваш автомобиль?
Из Калининграда на пароме
Выбор отечественного автомобиля
Выбор отечественного авто (продолжение)
Выбор иномарки
Выбор иномарки (продолжение)
Как читать VIN номер
Автомобиль с дизелем: за и против
Автомобиль с АКП: за и против
Почём запчасти ?
Способы покупки автомобиля
Страхование автомобиля
Постановка авто на учет
Мы и автомобиль

Каким ключом удобнее пользоваться при замене колеса? Проверяем баллонники




Единственным ключом, отстоявшим право проживать в багажнике современного автомобиля, является баллонник. Любопытно, что вместе с пропиской этот ключ умудрился сохранить и прозвище: баллоны-то практически вымерли, а слово оказалось живучим. И если производитель машины комплектует ее запаской или докаткой, то всегда прилагает и баллонник - без него колесо не заменить.

Штатные баллонники, как правило, не блещут талантами - срываются с крепежа или требуют применения солидной физической силы. Поэтому многие автолюбители подыскивают альтернативный инструмент.
Мы решили вам помочь, устроив проверку самым разнообразным баллончикам наиболее популярной размерности - «на 17».

штатные баллонные ключи
Какую реальную нагрузку выдерживают штатные баллонники? Пробежавшись по редакционной парковке, мы взяли ключи от автомобилей Volkswagen Golf (1), Renault Sandero (2), Datsun mi-DO (3), Chevrolet Cobalt (4) и Лада Веста (5). Начали с 100 Н-м, постепенно повышая «болевой порог» до 350 Н-м. Два ключа (от Кобальта и Sandero) из пяти «потекли» - правда, при значительном моменте 300 Н м.
Поэтому можно признать, что со штатным баллонником отправляться в путь можно, хотя такой инструмент при работе требует изрядных усилий. Особенно коротенькие ключи-близнецы, которые положены в багажники Весты и Датсуна.

Как выбрать?

Начнем с усилия затяжки. Баллонным ключам приходится отвинчивать и завинчивать болты и гайки, которые обычно затягивают разумным моментом-от 90 до 120 Н м. Усилие подобрано так, чтобы любой мужчина мог отвернуть и завернуть крепеж (хрупкая девушка, возможно, должна будет попрыгать на ключе). Полезно прикинуть силу, с которой надо нажимать на ключ, чтобы обеспечить нужный момент затяжки.

Допустим, рукоятка ключа имеет длину 250 мм, а требуемый момент затяжки крепежа - 100 Н м. Делим момент на длину (в метрах) и получаем 400 Н, что приблизительно соответствует 40 кг. Эти нехитрые расчеты показывают полезность ключей с удлиненной рукояткой. Ведь часто колесный крепеж бывает затянут гораздо сильнее положенного - например, когда при шиномонтаже для завертывания болтов используют пневмопистолет. Нам приходилось сталкиваться с затяжкой колес моментами до 250 Нм.


Для литых колес инструмент нужно подбирать особенно тщательно: в узкий колодец пролезет далеко не всякий ключ.

Отдельные неприятности может доставить крепеж, спрятанный в глубоких колодцах легкосплавных колес. Если на автомобиле установлены оригинальные колёса, то головку альтернативного баллонника проще всего подобрать по штатному ключу. При этом обычно толщина стенки головки оказывается достаточной - 2-3 мм в самом тонком месте. Если же вы купили колёса с небольшими отверстиями под крепежные элементы, сразу озаботьтесь приобретением соответствующего переходника.

КАКИЕ БЫВАЮТ БАЛЛОННИКИ

Г-образные (они же L-образные)
Это самые распространенные баллонники. При работе с таким инструментом есть риск возникновения нескомпенсированной реактивной составляющей, которая срывает ключ с крепежа, порой причиняя травму. Важное значение имеет длина осевого колена головки - проще говоря, размер горизонтальной черточки буквы Г (или L). Указанное колено не может быть излишне малым: головка должна захватить крепеж, а рука на рукоятке не должна задевать за колесо. Чем длиннее у ключа вторая часть «буквы» (вертикальная), тем легче отвинчивать гайки. Но излишне длинная ручка может задевать за асфальт при попытке быстро крутить уже освобожденный крепеж.

Крестовые
При работе с такими ключами реактивная составляющая не возникает - конечно, если действовать двумя руками. У крестовых ключей используются головки с самыми распространенными размерами: 17,19,21 и 22/23 мм. Удобнее, если на одном плече применен полудюймовый квадрат, позволяющий надеть любую стандартную головку и использовать ключ как мощный инструмент при других ремонтных операциях.

Воротки
Вороток - это фактически металлическая рукоятка с посадочным квадратом под головку. Может оснащаться торцово-шарнирным механизмом. Воротки напоминают Г-образные баллонники, им свойственна та же реактивная составляющая. К ним обязательно нужно докупить торцевую головку нужного размера - зачастую высокую, если у вас легкосплавные колёса.

Телескопические
Напоминают Г-образные ключи, но имеют удлиняемую рукоятку. Комплектуются двусторонней головкой под два смежных размера-17 и 19 либо 21 и 23 мм. Увеличенное плечо позволяет получать относительно большой момент, недоступный обычным гэобразникам. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Популярные ключи - накидные ил и торцовые, которые в ряде случаев могут заменить привычный баллонник. Как правило, подходят только для крепежа стальных дисков и не годятся для литых.

Динамометрические
Баллонники этой группы существенно дороже остальных. Зато с таким инструментом гарантирована затяжка крепежа строго согласно требованиям производителя - не больше и не меньше. К такому ключу тоже нужна головка.

ПРОГРАММА, МЕТОДИКА И ОБЪЁМ ИСПЫТАНИЙ

Основных пунктов программы испытаний два. Сначала мы оценивали эргономику ключей - удобство хвата и качество исполнения. Затем перешли непосредственно к измерениям: каждый ключ подвергали нагрузкам от 100 до 350 Н-м с шагом 50 Н м. Верхний порог выбрали с запасом, ведь в реальных условиях заупрямившийся крепеж может потребовать куда больших усилий, чем прописано на бумаге.


Этот исход не удивил: большие нагрузки ключам с отверстиями под шпильки явно противопоказаны.

Момент затяжки задавали с помощью тарированного динамометрического ключа, который всякий раз работал в паре с проверяемым. В ходе испытаний тестовый образец жестко закрепляли на стендовой станине, а тарированным ключом действовали либо до срабатывания механизма отсечки, либо до появления деформации в проверяемом инструменте.



ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Покупной ключ должен быть удобнее штатного - раз. Он обязан выдерживать заданную нами максимальную нагрузку - два. Его цена не должна зашкаливать - три. Исходя из этих критериев, мы отдали предпочтение двум изделиям - баллоннику с лопаткой и кресту. Оба инструмента недорогие, оба легко выдержали момент 350 Н м, а длина рукоятки (рукояток - у крестового) позволяет тратить меньше усилий, чем при использовании штатного инструмента. Работая крестовым ключом, вы будете избавлены от риска появления некомпенсированной реактивной составляющей, а Г-образный баллонник компактнее, его легче спрятать в багажнике.

Мнение о каждом из проверенных ключей мы изложили в фотогалерее, распределив в ней инструменты по группам. Советуем при случае обзавестись понравившимся ключиком и найти ему место в багажнике. Когда-нибудь да пригодится.


Ключ баллонный с лопаткой
Примерная цена 175 Р
Длина рукоятки 260 мм

Изделие продавалось как безымянное, поэтому претензии предъявлять некому - а очень хочется. При моменте 200 Н-м ключик начал изгибаться, покрытие потрескалось...

Ключ баллонный с лопаткой
Примерная цена 140 Р
Длина рукоятки 190 мм

Похоже, что ключик «жигулевского типа» сделал Новосибирский инструментальный завод. Баллонник выдержал все испытания. Вот только нагрузки на человека, собравшегося с его помощью отвернуть перетянутый колесный крепеж, будут чрезмерными. Например, если болты затянуты моментом 200 Нм,то усилие на ключе должно составить бол ее 100 кг - потому что рукоятка короткая.

Ключ баллонный Г-образный с лопаткой Эврика
Примерная цена 170 Р
Длина рукоятки 250 мм

Название, выбитое на ключе, переврано: Эврика.
Чего хорошего можно ждать от такого изделия? Ключ начал скручиваться при моменте всего лишь 200 Н м. И это при том, что толщина стенок головки запредельно велика: ее диаметр достигает 29 мм. Далеко не в каждый литой диск войдет - проверили Абсолютный провал.

Ключ баллонный с лопаткой
Примерная цена 165 Р
Длина рукоятки 310 мм

Судя по эмблеме, изготовлен Камышинским заводом слесарно-монтажного инструмента*. Недорогой ключ понравился узкой, изящной и при этом прочной головкой, а также длинной рукояткой, сберегающей силы работника. Голосуем за.
* Маркировка ключа

Ключ баллонный Г-образный Rock Force
Примерная цена 500 Р
Длина рукоятки 300мм

Ключ выгладит очень презентабельно и имеет солидный запас прснности. Отработал испытание на отлично, но дороговат.

Ключ баллонный крестовой Эврика

Примерная цена 460 Р
Длина рукоятки 2x180 мм

Неказистый облик ключа сразу вызвал сомнения в его профпригодности. Так и случилось: уже при моменте 200 Н м ключик отказался работать и начал «крутить шеей». Впрочем, даже после поворота вокруг своей оси аж на 400 (!) градусов он не сломался, хотя и свернулся в «трубочку».

Ключ баллонный крестовой усиленный Автодело
Примерная цена 400 Р
Длина рукоятки 2x175 мм

Образец правильного ключа подобной конфигурации. Подходит для крепежа 17,19, и 21 мм. Наличие «свободногои квадрата позволяет использовать ключи в других работах по ремонту автомобиля -при установке соответствующих головок. Легко выдержал предложенную ему нагрузку 350 Нм. Зачет!

Ключ баллонный крестовой Yato
Примерная цена 710 Р
Длина рукоятки 2x200 мм

Имеет головки 17,19,21 и 22 мм. Ключ спокойно отработал все предложенные нагрузки - вплоть до 350 Н м. Не понравилась только цена: аналогичный «темнокожий» ключ почти вдвое дешевле.

Ключ баллонный крестовой Автодело
Примерная цена 350 Р
Длина рукоятки 2x170 мм

Симпатичный ключ неожиданно «потек» при 300 Н м. Увы. внешность бывает обманчивой.
Вороток шарнирный с рукояткой
Примерная цена 1040 Р
Длина рукоятки 430 мм

Прочный и удобный вороток позволяет отвернуть даже перетянутый крепеж. Но применить как оаллонник удастся только при наличии высокой головки. Удобно использовать его как отвертку при предварительной подтяжке крепежа

Вороток шарнирный Автодело
Примерная цена 600 Р
Длина рукоятки 340 мм

Длинный вороток готов работать с сильно затянутым креплением колес. Потребует применения высокой головки или стандартной головки с небольшим удлинителем. Удобен тем, что позволяет, повернув рукоятку вдоль оси крепежа, быстро вращать его как отвертку.

Вороток Г-образный Эврика
Примерная цена 450 Р
Длина рукоятки 495 мм

Вороток красив, прочен, но требует головку подходящего размера, причем высокую, так как имеет малый вылет. Будет удобен при ремонте автомобиля.

Вороток L-образный Автодело
Примерная цена 360 Р
Длина рукоятки 370 мм

Хороший универсальный инструмент, который может служить баллончиком. Прочен, не ржавеет. Подойдет к любому крепежу-достаточно подобрать головку подходящего размера.

Ключ баллонный телескопический Auto Link
Примерная цена 1100 Р
Длина рукоятки 325-495 мм

Снабжен двусторонней головкой 17 и 19 мм. Существует модификация с головками 21 и 23 мм. Снагрузками инструмент справился, неодобрения не заслужил. Сильный люфт в телескопической рукоятке добавляет негатива к неизбежной для таких ключей некомпенсированной реактивной составляющей. И цена не радует.

Ключ баллонный телескопический alca
Примерная цена 620 Р
Длина рукоятки 310-480 мм

Снабжен двусторонней головкой 17 и 19 мм. Напри-лавке магазина была и модификация с головкой 21 и 23 мм. Ключ крепкий, выдержал всё. неудовольствия при работе не доставляет. Телескопиче ская рукояткасильнолюфтит. головка слабовато держится на квадрате.

Ключ баллонный складной Gross
Примерная цена 2200 Р
Длина рукоятки 190-340 мм

Дорогущий красавец неоказался неженкой. И работать им очень удобно. В комплекте - головки 17,
19,21 и 23 мм. Можно рекомендовать в качестве подарка требовательному автомобилисту.

Ключ накидной Автодело
Примерная цена 160 Р
Длина рукоятки 225 мм

Ключ, предназначенный для ремонта автомобиля, может выполнять и функции баллонника. В глубокий колодец литого диска ему не забраться, а для стальных колес подойдет. Сэкономит место в багажнике и деньги нетребовательному автолюбителю.

Ключ динамометрический JTC
Примерная цена 4200 Р
Длина рукоятки 585 мм

Свадебный генерал суверенной настройкой отлично отработал. Динамометрический ключ рассчитан на моменты от 100 до 350 Н м При поверке на точность момента срабатывания показал отличные результаты. Такой и даже меньший поразмеру и моменту ключ вполне можно возить с собой как баллонник, снабдив дополнительно удлинителем или высокой головкой. Рукоятка длинная и удобная, а крепеж всегда будетзатянут верным моментом.


Переходник для баллонного ключа
Такой переходник изготовлен из высокопрочной стали и позволяет отворачивать крепеж в узких колодцах легкосплавных дисков. К качеству претензий нет: инструмент спокойно выдержал все нагрузки. Цена - 90 рублей.

М. Колодочкин, А. Ревин, К. Якубов, За Рулём