Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Автомобили могут быть и будут еще лучше




Года через два-три после выхода пашей книги в свет кое-что из описанного в этой главе неминуемо покажется устаревшим. Что делать! Автомобильная техника быстро развивается.

Вместе с тем, если отбросить детали и описания отдельных автомобилей, можно убедиться, что проблемы современной автомобильной техники — вечные проблемы. Только в разные периоды их пытаются решить различными средствами и с большим или меньшим успехом, в зависимости от достигнутого уровня техники.

Действительно, был ли в истории автомобиля сколько-нибудь продолжительный период, когда не стояли бы на повестке дня вопросы безопасности и увеличения скорости, улучшения использования габаритов и веса машины, повышения эффективности работы двигателя, усовершенствования колес и шин, улучшения удобств для пассажиров и водителя, создания легкого, дешевого массового автомобиля и другие, рассмотренные в этой главе? Вот что дает нам право смело говорить о конкретных сегодняшних автомобилях, несмотря на то, что завтра их сменят другие.

Из рассмотрения конструкций и качеств отдельных автомобилей можно сделать и еще один важный вывод. Ни одна деталь конструкции, ни одно качество автомобиля — важное или второстепенное — нельзя полностью отделить от других деталей и качеств. Взять, например, безопасность. В специальном разделе главы была подчеркнута ее связь со скоростью автомобиля. Но мы невольно затрагивали вопросы безопасности и тогда, когда описывали мощные и безотказно действующие двигатели, бескамерные шины, жесткие несущие кузова, автоматические коробки передач, независимую подвеску колес и усилители руля. Поэтому, хотя и существуют в автостроении специалисты по отдельным механизмам, они должны быть в курсе всего устройства автомобиля.

Наконец об особенностях автомобилей, в разных странах. За исключением некоторых марок машин, выпускаемых в той или иной стране под прямым влиянием какой-нибудь иностранной фирмы, автомобили каждой страны имеют свое, отличное от других «лицо», как внешнее, так и конструктивное. Советские автомобили отличаются особой прочностью, так как они рассчитаны на работу и в тяжелых дорожных условиях, и простотой внешнего вида, поскольку у нас принята сравнительно редкая смена моделей, а вычурно оформленная «внешность» автомобиля вскоре надоедала бы всем.

Лучшие итальянские автомобили по строгости оформления отражают великие традиции классического искусства, а по ездовым качествам — южный темперамент создавшего их парода. Кроме того, в их конструкции учтен характер местных дорог — с крутыми подъемами и поворотами.

Некоторые французские машины экстравагантны по форме и необычны по содержанию; ни одна страна, кроме Франции, не выпускает такого количества автомобилей с приводом на передние колеса, с подчеркнуто некрасивым кузовом вроде маленького «Ситроена» или (среди небольших массовых машин) с пестрой раскраской, как у «Симка».

Английские автомобили занимают особое место — они сочетают подчас современную, великолепно выполненную конструкцию с консервативным внешним видом.



Германские машины солидны и добротны.

Чехословацкие — известны своей выносливостью и ставшей уже традиционной оригинальностью конструктивных решений.

Об автомобилях, выпускаемых в США, довольно точно высказался один видный американский инженер. Он писал, что американские автомобили приспособлены к массовому производству, мощны, комфортабельны, отделаны в мелочах, но «в принципиальных конструктивных особенностях европейские автомобили превосходят отечественные» (то есть американские). Почти все коренные нововведения: независимая подвеска колес, несущие кузова, верхнеклапанные двигатели, автоматические передачи и многое другое — сначала появлялись в конструкциях европейских автомобилей и только через несколько лет перекочевывали через Атлантику, как правило, в приспособленном к массовому производству и усовершенствованном, но и усложненном виде. Американские автомобили, в соответствии с масштабами этой страны и запросами жителей, «крупнее», богаче европейских.

Но все автомобили, в одной стране — с небольшим опережением, в другой — с отставанием, подчиняются общим законам развития конструкций, ибо автомобиль, как бы его ни использовали в торговых, военных и других целях, как бы его ни приспосабливали ко вкусам определенной группы потребителей, — это прежде всего машина, орудие для быстрого передвижения людей, разумная машина, созданная человеческим гением. И всякое отклонение от разумности конструкции машины обречено на неудачу, в лучшем случае на короткий, временный, неустойчивый «модный» успех. Это, конечно, не значит, что в процессе исканий конструкторы не должны пробовать самые различные, иной раз весьма оригинальные решения.

Что мешает создать «идеальный» (хотя бы для данного периода) автомобиль? Автомобиль, в котором сочетались бы новейшие принципы конструкции, ее легкость, дешевизна, приспособленность к массовому производству с совершенством отделки?

Причин немало, и они в каждом случае разные. Тут и квалификация конструкторов, и наличие в данной стране нужных материалов, и консерватизм отдельных «хозяев» — владельцев автозаводов, и выгода сохранения машины на производстве в течение значительного периода с наименьшими изменениями, и так называемые патентные ограничения. Последнее играет очень большую роль. Подтверждением тому служит, например, один из многих судебных процессов, прошедший недавно в Германии. Одна германская фирма решила поставить на производство автомобиль, напоминающий итальянскую «Изетту». Но фирма не позаботилась о покупке лицензии у итальянцев (как это сделали годом позже другие фирмы в той же Западной Германии, во Франции, в Англии), и выпуск машины был приостановлен. Не будь этих условий, типичных для капиталистического производства, прогресс автомобиля был бы более быстрым.

Но нередко, когда осматриваешь новый автомобиль, задаешь себе вопрос: что тут еще можно улучшить? Казалось бы, улучшать больше нечего. Проходит год, и появляются новые модели, еще более совершенные. Да и разнообразие существующих конструкций заставляет призадуматься: какая же из них

все-таки лучшая? Поэтому не прав тот, кто рекомендует для проектирования новых машин метод копирования конструкций, пусть даже наилучших, всесторонне проверенных — они наверняка устареют к моменту постановки на производство.

Передовые конструкторы поступают так: если процесс подготовки производства длится около трех лет, то опытный образец автомобиля модели, скажем, 1965 года сравнивают в конце 1962 года с только что выпущенными машинами модели 1963 года. Если новый образец всего лишь «не уступает» в этом сравнении, он не годится! Он должен быть по крайней мере «на два года лучше».

Чтобы создать такой образец, нужно не копировать, а творить, искать, ошибаться и исправлять свои ошибки.

Главный путь усовершенствования автомобиля пролегает через сочетание дешевых, рациональных и в первую очередь легких конструкций с комфортом, отделкой и технологичностью производства.

Похоже на то, что наши конструкторы становятся на этот путь, прибавляя к таким конструкциям всеми признанные достоинства — прочность, надежность и выносливость советских