Выбор, покупка и начало вождения автомобиля
советы и рекомендации
 ВЫБОР И ПОКУПКА   |   ВОЖДЕНИЕ



 
Скорость и безопасность автомобиля
Взамен стального кузова
Маленькие автомобили с большим будущим
Со всякими грузами, по всяким дорогам
Воспламенение от сжатия
На твердом и газовом топливе
Только вращение!
Автомобили будут еще лучше
Можно ли предсказать будущее?
Лаборатория автомобильной науки
Суровый экзамен
По пескам пустыни
150... 300... 600 километров в час
Необычный пробег
Об атомных, и летающих автомобилях
В конструкторском бюро
Архитекторы автомобиля
Опытный образец
Чудесные машины

Архитекторы автомобиля




В отличие от тысяч других машин, автомобили принадлежат к тем немногим, с помощью которых человек не только производит определенную работу, но и сам находится в них и наблюдает изо дня в день их работу в окружении других предметов и сооружений. Поэтому-то установилась твердая точка зрения- на автомобиль ¦— он должен быть, как дом: крепок, целесообразно устроен, долговечен и вместе с тем просторен, удобен, красив; наряду с механизмами у пего есть окна и двери, ступеньки, мебель; устройства для вентиляции, отопления и внутреннего освещения; пепельницы и номерные знаки. Поэтому-то работа по проектированию автомобиля, по крайней мере его кузова, во многом напоминает работу архитектора- строителя. И в этой работе действительно вместе с конструкторами принимают участие художники, скульпторы и архитекторы. С их творчества, собственно говоря, и начинается проектирование автомобиля, особенно легкового.

Как только главный конструктор наметит предварительную компоновку машины, в работу включаются архитекторы.

Строится макет внутреннего помещения кузова в натуральную величину. Это деревянный остов, в котором точно соблюдены запроектированные очертания дверей и окон, а внутри установлены сиденья, руль, рычаги, педали и щит приборов. На макете проверяют планировку будущего кузова: его вместительность, удобства посадки, входа и выхода, видимость пути для водителя и пассажиров, доступ к двигателю и другим механизмам. Иной раз макет показывает, что первоначальные наметки на бумаге требуют серьезных поправок. Макет устраняет немало ошибок, которые могли бы ухудшить качества дорогостоящих первых опытных кузовов.

Параллельно с постройкой макета и уточнением компоновки автомобиля идет разработка эскизов внешнего вида, в которых отражена основная идея композиции и оформления машины.

Нарисовать еще не существующий автомобиль не так-то просто. Кстати сказать, и существующий автомобиль изобразить, пожалуй, тоже нелегко; это видно на многих произведениях живописи: все там нарисовано хорошо — и люди, и природа, и здания, а автомобили почти всегда какие-то уродцы — с ватными, некруглыми колесами, перекошенными кузовами, тусклыми, подслеповатыми фарами. Дело в том, что форма автомобиля образована плавноизогнутыми поверхностями, ее не изобразишь мазками и не вычертишь с помощью линейки, как перспективный вид здания. Кроме того, на рисунке автомобиля, естественно, должны быть видны колеса, которые под разными углами зрения представляются в виде строгих окружностей или изящных эллипсов.

Чтобы сосредоточить все внимание на основной идее оформления автомобиля, художники-кузовщики прибегают к различным приемам, упрощающим рисование: вписывают рисунок в заранее построенную перспективную сетку; для вычерчивания колес применяют особые, эллиптические, лекала.

Наконец эскизы нового кузова готовы. Готов и чертеж компоновки, выправленный по посадочному макету. Однако на бумаге невозможно учесть все особенности формы кузова и ее сочетания с внутренней компоновкой и намечаемой конструкцией; необходимы модели и макеты формы кузова.

Тут-то и начинается самая существенная часть работы архитекторов кузова. Скульпторы лепят пластилиновые модели автомобиля сначала в уменьшенном масштабе, а затем и в натуральную величину. Нередко в дополнение к скульптурным моделям делают деревянные модели для исследования обтекаемости будущего автомобиля.

Кузов автомобиля, как известно, симметричен, и можно уменьшить объем работы скульпторов, выполняя лишь половину модели, до средней плоскости. Но для полноты впечатления эту половинную модель ставят к большому зеркалу.

Когда найдена форма кузова, а на пластмассовой модели выяснены все изгибы его поверхности, делают предварительный чертеж кузова в натуральную величину. Кузов вычерчивают мелом на вертикальной доске. На этом чертеже лекалами и длинными гибкими рейками выправляют плавность линий кузова и производят согласование его формы с внутренними размерами. Затем строится модель автомобиля, также в натуральную величину, из гипса и дерева. Ее тщательно отделывают, снабжают стеклами, настоящими колесами, блестящими деталями арматуры, окрашивают нитролаком и полируют до зеркального блеска. В особом просмотровом зале модель ставят на поворотный круг или выкатывают ее во двор для демонстрирования. Такая модель дает полное представление о внешности будущего автомобиля и служит образцом для утверждения к дальнейшей разработке.



В кузове есть, конечно, множество деталей, проектирование и изготовление которых производится общепринятыми способами. Это пружины, рукоятки, валики, пластины, кронштейны, трубки. Но все детали, составляющие основу кузова, — корпус, крылья, капот, двери — требуют особых способов проектирования.

Машиностроительную деталь достаточно изобразить на чертеже в двух-трех видах и проставить десяток-другой размеров — ведь поверхность большинства таких деталей состоит из плоскостей и поверхностей сравнительно несложных геометрических тел — шаров, цилиндров, конусов. Кузовные же детали образованы сложноизогнутой, неправильной, с точки зрения геометрии, поверхностью, созданной художниками, скульпторами и компоновщиками на макете. Линии стыков частей кузова тоже не простые, а изогнутые. Невозможно определить размеры таких частей путем подсчетов и невозможно задать их форму на чертеже путем простановки размеров к контурам. Здесь необходимо снабдить размерами не только контуры, но и самую поверхность детали.

Кузовщики поступают как геодезисты, изображающие неровности поверхности земли на топографических картах. Поверхность кузова как бы пересекается рядом параллельных горизонтальных или вертикальных плоскостей. Линии пересечения плоскостей с поверхностью показывают характер формы кузова. Линии сечений на чертеже снабжают размерами. Пользуясь таким чертежом, можно сделать шаблоны поверхности и изготовить деревянные болванки, точно повторяющие поверхность детали будущего кузова.

При постройке первого опытного кузова обходятся без детальных чертежей. Вместо них используют болванки, на которых листы металла выколачивают вручную или вытягивают с помощью гидравлического пресса. Если же кузов идет в массовое производство, делают чертежи деталей, а по ним — окончательные деревянные модели деталей. С этих моделей снимают металлические болванки-копии, которые устанавливают в пресс. Таких болванок — их называют штампами — делают для каждой детали две: выпуклую и вогнутую. Под действием пресса выпуклый штамп (пуансон) с силой вдавливает внутрь вогнутого штампа (матрицы) металлический лист; в результате он приобретает требуемую форму. Так как для кузова применяются стальные листы толщиной около 1 миллиметра и менее, то штампы изготовляются с исключительной точностью, хотя размеры некоторых деталей, например крыши или пола кузова, доходят до 3—4 квадратных метров. Точность кузовных деталей во многих случаях превышает точность деталей двигателя, не говоря уже о таких «грубых» механизмах, как часы. Поэтому в чертежах кузовных деталей отклонения от заданных размеров не должны превышать тысячных долей процента.

Как же достигнуть такой точности в размерах чертежей, если поверхность кузова проектируется без математических расчетов? Кузовщики наносят чертеж поверхности кузова и очертания всех его деталей в их рабочем положении в натуральную величину на большие алюминиевые или толстые фанерные листы. Такой чертеж кузова называют плазом. Название «плаз» происходит не то от слова «плац» (площадь), не то от глагола «ползать» и берет свое начало от судостроительного

t _ о

показыИС?РУироваиии

217

217

fooo

В скульптурно-макетной мастерской рождаются макеты и модели. В н и з у — мастер-модель крыши.

черчения. Корпус судна, еще больший, чем кузов автомобиля, издавна вычерчивается на плазе, лежащем на полу. Конструкторам действительно приходится ползать по чертежу. Бумагу для плаза применить нельзя, так как она коробится, сокращается в размерах при высыхании или растягивается в сырую погоду.

Можно снять с макета большое количество металлических, гипсовых или фанерных шаблонов, нанести их контуры на плаз и получить таким образом чертеж поверхности кузова. Однако это отняло бы слишком много времени. Кроме того, на макете есть отдельные неровности, которые повторились бы на шаблонах. Поэтому с макета берут только основные контуры и наиболее характерные сечения поверхности, выправляют их на плазе с помощью лекал и реек, а остальные необходимые сечения получают путем особых чертежных построений, которые называют графопластикой или «лепкой на бумаге». Остроумные приемы такой «лепки» разработаны конструкторами Горь- ковского автозавода.

Если бы на плазе конструкторы пользовались обычными способами обмера деталей, им пришлось бы совершать ежедневно многокилометровые переходы от одного конца плаза до другого. Это неудобство устраняется благодаря нанесенной на плаз сетке с пронумерованными линиями. Достаточно отмерить расстояние от какой-либо точки до ближайшей линии сетки, чтобы установить расположение этой точки по отношению к другим точкам детали.

Лишь после разработки плаза начинается изготовление рабочих чертежей деталей. На плаз накладывают прозрачную бумагу, на которую непосредственно выкопировывают контуры деталей и сечения их поверхности.

Группа художников работает над внутренним оформлением и арматурой автомобиля. Нужно снабдить кузов прочной, красивой обивкой, удобными ручками дверей и стеклоподъемников, хорошо видными с места водителя контрольными приборами, оригинальными эмблемами с маркой завода и обозначением модели автомобиля. Художники прикладывают свои руки и к таким деталям, как рулевой штурвал, рукоятки рычагов, колесные колпаки, буфера спереди и сзади, фары и задние фонари. Все это должно быть и конструктивным и красивым. И на каждую деталь делают десятки эскизов, увязанных с общей идеей оформления машины, лепят из пластилина, воска и гипса модели, отливают пробные образцы.

Процесс проектирования кузова обычно длится многие месяцы. Поэтому начинать его надо заблаговременно и вкладывать в оформление автомобиля передовой, перспективный замысел, чтобы к моменту выпуска новой машины она не оказалась бы отсталой, устаревшей.